Осень — сезон овощей и фруктов, и для ростовчан как никогда актуальным становится вопрос — где купить витамины с грядки, если своего огорода нет? Продукция местных производителей пользуется высокой популярностью у покупателей, поэтому сегодня её всё чаще можно найти в универсамах, которые есть вблизи каждого дома. Как донские предприниматели попадают на полки магазинов и почему им можно доверять — читайте в нашем материале.
Продовольственный патриотизм
Не секрет, что большинство потребителей стараются выбирать для своей семьи овощи и фрукты от местных и проверенных производителей. Особенно актуально это становится в осенний сезон, когда на полках в изобилии появляются огурцы, помидоры, болгарский перец, морковь, тыква, кабачки, баклажаны, цукини, а также местные яблоки, груши и сливы. И если раньше местные производители развивали преимущественно собственные точки продаж, то сегодня одним из главных форматов реализации является заход в торговые сети.
Как отметила вице-президент Торгово-промышленной палаты Ростовской области Светлана Абдулазизова, ситуация с выходом на полки федеральных сетей изменилась в лучшую сторону по отношению к региональным предпринимателям, сообщает «Ростов Газета».
— Вымывается ассортимент импортной продукции, больше делаются акценты на местного производителя. Например, если говорить о линейке скоропортящихся продуктов, с уверенностью 100% могу сказать — это товары наших предпринимателей, — рассказала Светлана Абдулазизова.
Власти Ростовской области также пытаются создавать условия для того, чтобы упростить региональным производителям продовольственных товаров доступ на розничный рынок и в торговые сети, ведь федеральный ритейл заинтересован в том, чтобы популярные товары были представлены в его магазинах.
Как сообщают в департаменте потребительского рынка Ростовской области, если в январе-марте 2017 года розничные торговые сети формировали в среднем 26,4% объема оборота розничной торговли, то на аналогичный период 2018 года этот показатель увеличился до 27,5%.
Это хороший знак и, как отмечают эксперты, — результат прямого взаимодействия между местными поставщиками и торговыми сетями.
— В сравнении с результатами исследования, проведенного в 2015 году, то есть после введения продовольственного эмбарго, доля продаж донской продукции в торговых сетях выросла по 18 из 33 наблюдаемых позиций. В большей степени это результат системной работы по обеспечению прямого диалога производителей и поставщиков с сетями, — отметила директор департамента потребительского рынка Ирина Теларова.
Федеральные сети довольны ростовскими производителями
Стоит отметить, что, по мнению представителей торговых сетей, местные товары в Ростовской области представлены в изобилии. Как отметили представители торговой сети «Пятёрочка», в 2017 году самыми активными стали производители Краснодарского края и Ростовской области, где с ритейлером начали сотрудничество 45 и 31 партнер соответственно.
По оценкам торговой сети «Пятёрочка», на сегодняшний день доля местных производителей в ассортименте универсамов сети в южных регионах превысила 90% в хлебобулочной продукции, 60% в молочной гастрономии и напитках. Общая доля товаров местных товаропроизводителей растёт в среднем за год на 10–15%.
— Здорово, что на полках универсамов становится всё больше местных продуктов, — говорит постоянная покупательница «Пятерочки» Наталья. — И что мне особенно нравится — все овощи и фрукты в «Пятерочке» находятся на открытых прилавках, а значит, я сама могу осмотреть и выбрать понравившийся товар. Хотя залежавшихся или подпорченных овощей я там и так ни разу не встречала.
Действительно, в большинстве универсамов сегодня покупатели делают выбор самостоятельно, что еще больше стимулирует ритейлеров на тщательный отбор поставщиков. Как сообщили в Х5 Retail Group, подобный подход является стимулирующей мерой для ростовского производственного сектора и сохраняет имидж ритейлеров.
Кроме того, и сами сотрудники магазинов обязаны следить за свежестью продуктов — места подпорченным овощам на полках быть не должно. Некоторые торговые сети отнеслись к данному вопросу настолько основательно, что даже ввели специальную должность. Так, в «Пятерочке» за это отвечает директор по свежести, в обязанности которого входит регулярная проверка ассортимента. Особое внимание он уделяет товарам категории «фреш» — продукции с кротким сроком годности.
По итогам исследования потребительского рынка Ростовской области удельный вес овощей, выращенных на территории Ростовской области, занимает в розничных торговых сетях до 15,5%. Для сравнения — молочная продукция предприятий Дона в общем объеме продаж занимает: молоко питьевое — 16,2%, кисломолочные продукты — 13,3%, сметана — 15,9%, творог — 14,9%, масло сливочное — 25,5%, сыры — 11,8%.