Ольга купила билет на междугородний автобус. Но на посадке выяснилось, что были проданы лишние билеты – больше, чем мест. Учитывая, что следующий рейс в этом направлении состоится только на следующий день, порядка десяти «лишних» пассажиров оказались в неудобной ситуации. Должен ли перевозчик обеспечить их доставку другим способом? На какую компенсацию расходов могут рассчитывать граждане?
Начальник управления транспорта регионального Министерства дорожного хозяйства и транспорта Александр Филиппов
: «В соответствии с федеральным законом №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» продажа билетов в междугороднем сообщении осуществляется только при наличии мест для сидения. При этом закон предоставляет пассажиру право возвратить билет в кассу до отправления транспортного средства и получить обратно полную стоимость проезда и перевозки багажа в случае непредоставления пассажиру указанного в билете места.
В соответствии с законом перевозчик обязан обеспечить предоставление другого транспортного средства только в случае невозможности осуществить доставку предоставленным транспортным средством в связи с его неисправностью, аварией и другими аналогичными причинами.
Если гражданину причинен моральный вред или действия, нарушающие его личные неимущественные права, а также в других случаях, предусмотренных законодательством, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда с учетом степени вины нарушителя».
Председатель правления общественной организации по защите прав потребителей «Статский советник» Сергей Гаврюшкин
: «Законодательством предусмотрена ответственность перевозчика за утрату багажа, причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажира. Однако о непредоставлении пассажиру указанного в билете места в «Уставе автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» речи не идет. Здесь можно руководствоваться нормой п. 1 ст. 12 закона РФ №2300-1, в котором прописана ответственность за нарушение требования о своевременном предоставлении пассажиру достоверной информации об услуге.
Пассажиру могут предоставить место в другом автобусе или вернуть полную стоимость билета. Пострадавший также имеет право потребовать компенсацию за расходы, связанные с приобретением другого билета, и получение места в гостиничном номере на период ожидания следующего рейса. Кроме того, есть возможность взыскать компенсацию морального вреда и неустойки за нарушение срока возврата уплаченной за услугу денежной суммы».
Пассажир автобуса Ирина Баженова
: «В нашем регионе есть небольшие населенные пункты, куда транспорт ходит только раз в день. В одном из таких живет моя мама. Несколько лет назад рейсовый автобус из областного центра отменили вовсе. Теперь мне приходится ехать в соседний город и оставаться у друзей на ночь, чтобы рано утром сесть на нужный автобус.
В прошедшие майские праздники, когда я отправилась в гости, на посадке в автобус выяснилось, что несколько пассажиров с билетами не нашли своих мест. Микроавтобус, больше похожий на маршрутное такси, рассчитан на 20 человек, а продано около 25 билетов. Работники автостанции объяснили, что произошла какая-то ошибка, и отправили «лишних» пассажиров сдавать билеты. Мне повезло, что на моем билете было указано седьмое место.
Не уверена, что этим пассажирам удалось уехать в другой день – ведь в праздники все билеты скуплены заранее. Кому-то пришлось остаться дома, а тем, у кого есть лишние деньги, отправиться на такси. Несмотря на все слезы и уговоры пострадавших, ехать стоя им не разрешили, сославшись на закон. Но каково было мое удивление, когда в следующем городе, через который следовал автобус, водитель набрал несколько стоящих пассажиров!
После случившегося инцидента в региональном управлении транспорта объяснили, что данное обстоятельство относится к форс-мажорным и никогда ранее такого не случалось. Однако вину перевозчика установить не удалось, так как продажа лишних билетов была вызвана сбоем в программном обеспечении, установленном на кассе городского автовокзала».