Сегодня ситуация на валютном рынке стала темой номер один. С точки зрения инвестиций и защиты сбережений россиян волнует вопрос, как долго будет продолжаться рост стоимости иностранной валюты и каких максимальных отметок он может достичь в сложившейся ситуации. А столь существенное подорожание валюты влечет за собой рост цен. Для некоторых российских рынков, которые в 2014 году отмечают существенный спад, такие как автомобильный, данный факт может сильно усугубить ситуацию. Потери понесут и участники рынка, и потребители. Сайт 161.ru собрал на бизнес-ланч представителей ведущих автосалонов Ростова, а также представителей банков и узнал их экспертное мнение по поводу: брать или не брать авто?
Все счастливы одинаково, а несчастны по-своему
Автомобильный рынок – один из тех, который напрямую зависит от кризисных явлений в стране и реагирует на них быстрее всех, а зачастую даже предчувствует. Именно поэтому с начала года в этой сфере бизнеса наблюдается сильное падение продаж автомобилей, которое продолжается до сих пор с еще более усиленными темпами. Если мировой рынок по продажам прирос на 8%, то российский приближается к минусу.
«На падение рынка оказывает влияние комплекс факторов. Это и рост доллара/евро по отношению к рублю, потому что многие заводы, производящие автомобили у нас в стране, безусловно, используют компоненты, которые приобретают за валюту, что в конечном итоге удорожает стоимость автомобилей. По многим брендам, особенно европейским, на данный момент удорожание автомобилей составило от 6% до 10% с начала года. Это и санкции, которые поставили некоторые сферы бизнеса в неудобные ситуации, в частности, банковский сектор. Для конечного потребителя это все вылилось в достаточно высокие ставки по кредитам. Плюс инфляция, которая негативно влияет на покупательскую способность», – считает директор официального дилера SKODA в Ростове-на-Дону ООО «Л-Моторс» Сергей Ходченко.
«Продажи падают у всех в той или иной степени. Нельзя сказать, что люксовый сегмент чувствует себя в сложившейся ситуации хорошо, как и прежде, а массовый не добирает. Как говорил Лев Толстой: «Все счастливые семьи счастливы одинаково, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему», – отметил финансовый директор «ААА моторс» Виктор Родин. – Так и у нас. Судя по цифрам сентября 2014 года, то Mercedes-Benz как демонстрировал рост, так и демонстрирует, а BMW рухнуло в сентябре на 40%. Аudi тоже прилично просело, падает Volvo, но при этом остается на одном месте Land Rover. Nissan растет. Renault начинает падать. У каждого бренда свои проблемы и свои конкурентные преимущества. Почему растет Nissan?! Потому что они вывели совсем недавно массовую модель Almera, которая поддерживает их продажи. Почему не падает SKODA?! Потому что в этом году у них вышел Rapid.
Безусловно, у автобизнеса есть понятие сезонности, и пик его приходится на четвертый квартал каждого года и на декабрь в частности. В это время дилеры распродаются за счет специальных ценовых акций, подарков, а также рост продаж происходит из-за того, что многие организации «выбирают» свои бюджеты и закрывают отложенные до конца года покупки корпоративных авто. Тем не менее, никаких прогнозов по продажам автодилеры давать не берутся даже в перспективе двух месяцев. Однако уже известно, что автопроизводители активно корректируют свои планы вниз, поэтому не исключено, что они перестрахуются и на авторынке образуется легкий дефицит.
Программа утилизации – всего лишь подушка для мягкой посадки
Автодилеры в один голос отмечают, что идея правительства вернуть программу утилизации правильная и полезная. Но проблемы в целом она, конечно, не решит, а лишь поможет залатать дыры локально. Слишком мало времени на нее было отведено. Программа утилизации подхлестнула спрос, но о каком-то росте говорить нельзя. Рынок продолжает и продолжит падать, даже если программу решат продлить.
«Мне кажется, что программа утилизации – это подушка для совершения мягкой посадки всех участников пробега. Рынок катится вниз со скоростью 20-25%, и как-то переломить данную ситуацию и добиться роста авторынка не получится. Да это и не нужно. Нужно, чтобы все участники рынка сейчас привели себя в порядок: производители скорректировали планы и не выпускали столько автомобилей, сколько они раньше планировали, дилеры успели разгрузить свои стоки и закрыть кредиты. Все. А дальше смотреть по обстоятельствам», – подытожил Виктор Родин.
В кредит покупать не хотят, но покупают
Согласно отчетам федеральных автодилеров, продажи авто в кредит существенно снизились за последние полгода. Все из-за того, что с марта месяца ставки по кредитам поползли вверх, а также ужесточились требования к заемщикам и увеличился процент отказов. Однако банки в свою очередь наблюдают рост продажи автокредитов. Пусть и не такой большой, как в предыдущие три года, но все же.
«Судя по нашим цифрам, я не могу сказать, что стало хуже или лучше. В объемах по автокредитованию мы на 10% приросли. Возможно, это потому, что у нас нет такого фактора, как ухудшение условий. Безусловно, мы подняли ставку, но даже так мы находимся ниже среднерыночного уровня. Также важно, что у нас нет обязательного требования страхования КАСКО – это решение принимается клиентом добровольно, – считает заместитель начальника управления розничного кредитования банка «Центр-инвест» Павел Матвеев. – Из моих личных наблюдений я могу отметить, что в общении с многими клиентами я часто слышу в качестве решающего фактора «за» покупку автомобиля то, что автомобили дорожали, дорожают и будут дорожать завтра. И в сложившейся ситуации покупка авто именно сегодня позволит сохранить свои вложения с течением времени. То есть через год автомобиль будет стоить почти ровно столько, сколько за него заплачено сегодня».
Положительную динамику на рынке автокредитвания наблюдают и в Росбанке. «На данный момент мы видим снижение количества автомобилей, оформляемых в кредит. Вместе с этим значительного сокращения объемов автокредитования не происходит в связи с увеличением общей суммы кредита. Что касается поведения потребителей, клиенты сегодня в большей степени ориентируются на сберегательные банковские продукты, чем на кредитные. Мы видим прирост рублевого депозитного портфеля, клиенты также проявляют интерес и к валютным вкладам в целях диверсификации имеющихся накоплений», –отметила директор группы «Ростов-на-Дону» Южного филиала Росбанка Елена Волтова.
Автомобиль не должен быть роскошью
В сложившейся ситуации полной неопределенности будущего авторынка, а так же самих покупателей, которые ломают голову над тем, брать или не брать, мы спросили наших экспертов, какую стоимость автомобиля можно считать адекватной и целесообразной для семейного бюджета. А так же сколько отнимает денег эксплуатация автомобиля за год, чтобы принять взвешенное решение и не превращать железного коня в неподъемную роскошь.
«Мне наиболее близка и понятна такая версия вычисления адекватности цены авто – твой автомобиль должен стоить не больше, чем твой годовой доход. Естественно, оглядываясь на ипотечный кредит, если он у вас есть. Это очень важно. А далее пользоваться проверенной годами и опытом многих поколений стратегией – каждый последующий автомобиль покупать на класс выше. Это очень удобно и безболезненно. Сейчас есть автомобили на любой вкус и кошелек, так что выбрать есть из чего», – советует Виктор Родин.
А что касается истощения семейного бюджета в течение года, то сообща эксперты пришли к выводу, что автомобиль тянет около 100-150 тысяч рублей в год. При учете, что стоимость машины около одного миллиона рублей, за год она пробегает около 15000 тысяч километров (исключительно дом-работа-магазин-дом), а это значит, что за год на бензин уходит почти 40 тысяч рублей. Страховка КАСКО – это 5% от стоимости автомобиля, и значит, 50 тысяч рублей, осаго – 7000 рублей, ТО потянет в среднем на 10-15 тысяч рублей, комплект зимней резины – 12 тысяч рублей (делим его стоимость на пять лет), мойка раз в месяц – 6000 рублей, парковка платная – около 20 тысяч рублей в год. А теперь решайте сами, брать или не брать.
Общий прогноз по экономической ситуации на ближайшие полгода от нашего информационного партнера компании «Альпари» смотрите в сюжете далее.
Партнер – компания «Альпари». Компания «Альпари», основанная в 1998 году, является одним из ведущих мировых брендов, предоставляющих услуги для работы на финансовых рынках. «Альпари» обслуживает клиентов более чем в 150 странах мира, офисы компаний бренда работают в Лондоне, Токио, Нью-Йорке, Шанхае, Дубае, Москве, Франкфурте-на-Майне и других финансовых центрах мира. По версии «Интерфакс-ЦЭА», компания признана крупнейшим форекс-брокером в России как по числу клиентов, так и по объему торговых операций на протяжении 2011-2013 годов.
Фото: Видео Юрия ЛЯШКО