Сегодня Россия вошла в десятку стран по развитию экономики – мы сейчас на девятом месте, и это дает хорошую возможность развития банковского сектора в целом, который существует благодаря реальному сектору. Население активно предъявляет спрос на банковские продукты и в начале 2013 года наметилась тенденция востребованности депозитов. Впервые за последнее десятилетие ситуация стабилизировалась: количество выданных кредитов сравнялось с количеством открытых депозитов. Это позволяет говорить об устойчивости банковского рынка и его прочности. О последних аналитических исследований рынка банковских услуг по России и регионам, о макроэкономическом прогнозе и о том, что ожидает банковскую розницу в ближайшей перспективе, рассказал директор центра маркетинговых исследований ВТБ24 Дмитрий Лепетиков.
– Какую главную тенденцию Вы наблюдаете сегодня на рынке банковских услуг?
– Сегодня наступил переломный момент в банковском секторе. Наконец-то потребительская модель поведения населения России сменилась на сберегательную. Люди стали меньше брать кредитов и больше нести деньги на депозиты в банки. Связано это с тем, что люди уже потратили деньги на те нужды, которые они считали приоритетными и стали думать о будущем. Произошел перелом в сознании людей – они стали активнее сберегать и инвестировать. Одновременно снизился спрос на кредиты, опять же по причине того, что уже удовлетворены базовые потребности, то есть те, на которые хотелось бы получить кредит в первую очередь. Это, правда, привело к высокому уровню закредитованности населения. В частности, в Ростовской области он один из самых высоких по России. А также спрос на кредиты снизился по причине замедления оборота розничной торговли. То есть стало меньше товаров, под которые люди берут кредиты.
Если взять такой интересный индикатор как автомобили, то продажи в 2012 году выросли всего на 10% (хотя до этого наблюдался рост в 30–40%). Схожая ситуация и в ипотеке, там есть устойчивый рост базового актива, но при этом мы наблюдаем в целом по России стабилизацию доли ипотеки в жилищных сделках. То есть именно рост рынка определяет динамику роста кредитного портфеля. А рост рынка – достаточно умеренный.
Исключением является сектор кредитных карт, где сохраняются высокие темпы роста – около 20% в квартал. Но рынок кредитных карт специфический. Сам по себе продукт в России еще не очень распространен. Большинство карт в кошельках россиян по большом счету зарплатные, а настоящих кредитных карт еще очень мало. В тоже время в мире это ключевой инструмент денежного обращения и здесь мы довольно сильно отстаем. Также на рынке кредитных карт достаточно большая конкуренция. Здесь много активных игроков.
– Какую именно специфику Вы можете отметить на Юге России?
– Специфика Юга такова, что по доходам населения и по уровню привлечения депозитов он находится на достаточно низком уровне. Этот уровень ниже среднероссийского, но при этом роль кредитов для населения и в темпах роста, и в доле активов достаточно высокая. У ряда регионов России (а у Юга тем более) очень высокий уровень закредитованности. С одной стороны, это характеризует регион как растущий и инвестиционный, так как разумно взятый кредит – это инвестиции в себя и в развитие жизненных условий. Но с другой стороны, говорит о том, что здесь заложен некоторый потенциал для рисков.
Для Юга также характерен достаточно высокий уровень банкизации – много точек продаж. Если сопоставить количество населения и количество банквоских офисов, то Юг опережает Россию в целом среди всех федеральных округов. Такое количество офисов банков, как, например, в Ростове, можно наблюдать разве что только в Москве и Санкт-Петербурге. В этом смысле регион достаточно продвинутый. Но если посмотреть структуру операций, то на Юге на душу населения приходится меньше банковских продуктов, чем в России в целом. Правда, по уровню кредитов наличными и кредитных карт Юг сопостоавим со среднероссийским уровнем, что говорит о достаточно развитом рынке.
– А что такое «правильно взятый кредит»?
– У нас в России есть такая тема, о которой очень много говорят, но, к сожалению, очень мало делают. Называется – финансовая грамотность. Правильный кредит это тот, по поводу которого вы четко знаете: зачем он вам нужен, из каких источников и когда вы будете его гасить. Для этого нужно правильно рассчитать нагрузку – определить свой доход и доход семьи. Важно определить какая часть этого дохода фиксированная. То есть, вы должны быть твердо уверены, что даже если с вашим рабочим местом что-то случится, вы всегда найдете работу, может быть менее оплачиваемую, но достаточную для погашения кредита. Вы должны иметь резервный фонд на непредвиденные нужды, аккуратно посчитанные регулярные платежи (начиная от коммуналки и заканчивая обучением детей и отдыхом). Вот если вы все это разложили и у вас осталась некая сумма, например, в размере 30% от дохода, то вы будете твердо знать, что ее вы можете тратить на свое развитие и кредит должен вписываться в эту оценку.
Не только у банка должен быть баланс, но и у семьи. Это очень дисциплинирует. У меня есть личный опыт. Достаточно давно я в течение полугода вел полный учет всех трат семьи. Любой поход в магазин, покупка проездного на метро и т. д. Мы тратили кучу времени, но все записывали и выявили некоторые закономерности. Затем, когда мы поняли, что у нас все более менее стандартно и четко прогнозируемо, мы смогли перейти от четких цифр к примерным ощущениям. Так что правильный кредит – это когда он основан не на ваших ощущениях, а на конкретном расчете.
– Когда вы говорили о проблеме закредитованности, что Вы имели ввиду?
– Мы провели интересный расчет и посмотрели несколько стран, у которых сейчас откровенные финансовые трудности. Например: Греция, Испания, Португалия. Посмотрели какое у них соотношение некоторых показателей, отношение кредитов к ВВП, ВВП на душу населения и сравнили с российскими регионами. Так вот, Ростовская область по закредитованности приближается к Греции. То есть, если мы сопоставим отношение кредитов, которые взяты населением в Ростовской области к тому валовому региональному продукту, который производится в Ростовской области, то это отношение совсем недалеко находится от аналогичных показателей в Греции. В этом смысле ряд регионов Юга России (Ставропольский край, национальные республики) находятся в первых рядах по части закредитованности.
Конечно, нельзя так в лоб сравнивать российские регионы с Грецией, потому что есть и региональные бюджеты, и федеральные бюджеты, и между ними есть взаимопотоки, но это означает одно – нужно больше думать и банкам, когда они кредиты выдают, и людям, которые эти кредиты просят. Потому что если что-то случится, то проблемы будут у всех. Банки будут вынуждены заниматься не свойственным им делом – взысканием и реализацией заложенного имущества (а банкам совершенно не хочется это делать и тратить на это ресурсы), а населению придется расставаться с этим самым заложенным имуществом, что тоже, согласитесь, неприятно. Поэтому нужно все считать и считать аккуратно.
– И все же, кредиты брать будут. Что будет востребовано больше всего в 2013 году?
– Я думаю, что рост кредитных карт за год составит 50%, и это оценка снизу. Рынок крайне интересный. У нас в целом по России проникновение кредитных карт чуть более 20%. То есть только каждый пятый россиянин имеет кредитную карту (не зарплатную). А на самом деле кредитная карта – это крайне полезный инструмент. Потому что, когда вы тратите деньги с дебетовой карты, то сначала вы кладете туда свои деньги, а потом их тратите. То есть: сначала деньги, а потом стулья. А если вы тратите деньги с кредитной карты, то вы сначала получаете стулья, а потом платите деньги, потому что гасите банку долг.
– А почему не ожидается роста ипотеки? Чего не хватает на Юге для ее развития?
– Я думаю, что для развития ипотеки (и не только на Юге), не хватает базового актива – нужно строить больше. Это первое. Причем строить не только дома, но еще и транспортную инфраструктуру. А во-вторых, сдерживают действительно высокие процентные ставки. Правительство совершенно верно говорит, что ставки надо бы снижать. Но мало сказать, надо еще делать. Например, меньше денег абсорбировать в бюджет, и отдавать в ликвидность. Честно говоря, банковское сообщество надеется, что смена руководителя ЦБ РФ изменит ситуацию и повернет ее в торону развития. Ведь когда вместо железного минфиновца приходит бывший министр экономического развития, то несложно предположить, что человек исходя из своих профессиональных навыков будет в первую очередь применять на новом посту то, что ему близко и понятно. Есть шанс. Так что если будет больше денег, в том числе с господдержкой, то будет развиваться ипотека. В том числе и на Юге. Потому что на юге страны нет богатых регионов, по сравнению с теми же Уральскими регионами, Западно-Сибирскими. Господдержка особенно нужна именно здесь.
– А стоит ли ожидать снижения ставок по ипотеке к концу года до 9–10%, как обещает правительство?
– На этот вопрос сейчас ответить достаточно сложно. Потому что ставка по ипотеке формируется стоимостью ресурса. Опять же, если в экономике появится больше денег, и стоимость денег станет дешевле, то тогда ставки по ипотеке действительно будут снижаться, но, думаю, они вряд ли будут ниже 10% к концу года. Это возможно в том случае, если банковская система будет опираться не только на средства населения, которые достаточно дороги и в части процентных ставок, и в части обслуживания, и в части рисков. У банков должна появиться возможность дополнительного привлечения ресурсов, в том числе за счет государственных действий. А если ситуация будет такая, какая она есть сейчас, без серьезных смягчений денежной политики, то, наверное, это маловероятно.