На конференции ОНФ в Ростове-на-Дону президент России Владимир Путин дал бизнесу задание разработать предложения по страховым взносам для индивидуальных предпринимателей и пообещал «согласиться с согласованными предложениями». Однако по поводу просьбы «Опоры России» ввести мораторий на уплату повышенных взносов предложил предостеречься от «шараханий» в этом вопросе.
Напомним, что с начала 2013 года базой для расчета взносов стали два минимальных размера оплаты труда (2 МРОТ), в результате чего взносы для индивидуальных предпринимателей составили около 36 тысяч рублей, увеличившись по сравнению с прошлым годом в два раза. По данным мониторинга контролирующих органов, это нововведение спровоцировало волну закрытий ИП по России.
Кстати, Владимир Путин признал, что бизнес стал уходить в тень: «Действительно, если посчитать с конца ноября до сегодняшнего дня, то у нас снялось с учета 352 000 малых предприятий и самозанятых граждан. Это много и вызывает тревогу. Но ФНС говорит, что из всех закрытых предприятий только 27% отчитывались налоговой службе, то есть вели практическую деятельность. Налоговики утверждают, что это говорит о том, что 73% фактическую деятельность не вели, имели параллельную фирму для удобства ведения бизнеса».
При этом президент отметил, что вопрос «ждет своего кропотливого исследователя» и дал поручение в течение двух недель представить предложения по выходу из ситуации. Владимир Путин пообещал согласиться с согласованными предложениями, которые будут основываться «на здравом анализе и экономических реалиях».
«Я уже сегодня внесла свое предложение. И считаю, что в вопросе повышения страховых взносов не нужно смотреть однородно. Ведь есть стартапы, есть микробизнес, для которых это повышение губительно. Сама лично в этом недавно убедилась, когда НП РРАПП предложил поддержку предпринимателям в затопленных районах Ростовской области. Оказалось, что в городе Азове в зоне бедствия был только один предприниматель. Когда мы обратились и предложили помощь, азовчанка призналась, что уже закрыла свое ИП и именно из-за непосильных взносов. В итоге на помощь ей рассчитывать не приходится. А что касается моего предложения, то необходимо жестко дифференцировать бизнес не только по масштабу, но и по срокам работы (для первого года, второго и т.д.) для самозанятых и для работодателей. Государство должно проводить социально-ответственную политику», – считает директор НП «РРАПП» Наталья Крайнова.
Изучение ситуации в Ростовской области показывает, что массового закрытия предприятий, связанного именно с повышением пенсионных взносов, нет. Все-таки основная масса ИП на Дону – это те, кто зарабатывает в год по 300-500 тысяч рублей. При таких заработках увеличение взносов почти неощутимо, и тем более не наводит на мысль свернуть свой бизнес и встать на биржу труда. Нововведение ударило в основном по тем ИП, которые имеют по 150-200 тысяч рублей в год. Они в меньшинстве и в основном находятся в сельских местностях, и оставлять на произвол судьбы этот сектор бизнеса в Ростове не собираются.
«Это как раз-таки показатель того, как недобросовестный бизнес мешает жить добросовестному. Ведь все эти увеличения произошли из-за чего? Например, в Ростове у нас есть ряд крупных компаний, которые уходят от уплаты налогов путем организации ИП, хотя совершенно не соответствуют этой форме бизнеса. У них торговые марки, бренды, по 20-30 торговых точек, штат сотрудников до 500 человек и т.д. И что мы видим? Они раз в квартал меняют название своего ИП и тем самым платят пенсионные взносы не 32%, как должны платить предприятия среднего и крупного бизнеса, а отделываются фиксированным взносом (35 тысяч 664 рублей 66 копеек), как для малых. В итоге все пришло к тому, что в Пенсионном фонде стало не хватать денег, так как возросла нагрузка по выплате пенсии на одного человека», – отметил уполномоченный по правам предпринимателей в Ростовской области Олег Дереза.
Донской бизнес-омбудсмен также будет ходатайствовать о том, чтобы разграничить бизнес: убрать лазейку для крупных предприятий, осуществляющих свою деятельность через ИП, а для реально малых предприятий – вернуть страховые взносы к прежнему уровню. Олег Дереза уверен, что это сделать можно.