Ростовское УФАС России провело камеральную проверку торговых сетей на предмет обеспечения ими условий справедливой конкуренции при доступе производителей к их услугам и возбудило дело в отношении ООО «Лента» за нарушение Федерального закона № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ».
Часть 12 статьи 9 этого закона устанавливает запрет на заключение торговой сетью договора поставки продовольственных товаров путем понуждения поставщиков к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров. На этом основании антимонопольный орган привлек ООО «Лента» к административной ответственности и оштрафовал на три миллиона рублей.
Ранее за нарушение закона о торговле привлекались небольшие местные торговые сети. Столь крупная рыба первый раз попала в сети к Ростовскому УФАС России. Впрочем, это было ожидаемо. Экспансия гипермаркетов в России наращивает обороты и требует от торговых сетей использовать самые агрессивные средства по снижению цен на основные продовольственные продукты.
Среди дополнительных условий, которые сеть выставляет поставщикам, могут быть: оплата маркетинговых услуг по продвижению товара, предоставление торговым сетям скидок от оптово-отпускной цены, требование оплаты за «вход в сеть» и во вновь открывающийся магазин, требование оплаты за ввод новой продукции, предоставление дополнительных скидок в период акций, высокие размеры штрафных санкций. Не каждый поставщик в состоянии выполнить такие дополнительные условия договора, так как после оплаты этих услуг, взаимовычетов и штрафов отпускная цена на их товар приближается к себестоимости, а то и ниже.
В то же время в рекламе крупнейших представителей розничной торговли, торгующих продовольственными продуктами, постоянно звучит: «все более низкие цены – каждый день», «больше товара – за ту же цену», «хорошие продукты питания стоят меньше». Нас , потребителей, стараются убедить, что крупные торговые сети лидируют в снижении необоснованно высоких цен.
Возможно, это делается потому, что потребители придают слишком большое значение фактору цен. Теоретически это должно радовать всех покупателей, особенно с учетом краткосрочной перспективы, однако следует учитывать и последствия в долгосрочной перспективе. Для того чтобы качественных, произведенных с учетом требований охраны окружающей среды продовольственных продуктов было в достатке, фермеры должны получать за них тоже достаточно. Все остальные участники процесса производства и распределения тоже хотят и должны получать соответствующую прибыль.