Пластиковые карты набирают популярность у населения в России, но происходит это в основном за счет зарплатных проектов. Дебетовые карты открывают не очень часто, и это узкий сегмент населения. Рейтинг самых востребованных банковских услуг составило Национальное агентство финансовых исследований.
Лидеры по востребованности – пластиковые карты и регулярные платежи. При этом интерес к пластику со стороны населения уверенно увеличивается, а совершать платежи в банковском отделении россияне стали значительно меньше.
Несмотря на то, что кредитки есть уже у каждого второго, большинство их счастливых обладателей хранят там свою зарплату. 89% жителей владеют зарплатными картами, а дебетовые карты пока открывают не очень активно – 12%. Но, как показало исследование, наметилась тенденция к увеличению количества владельцев таких карт: за 2011 год рост составил четыре процентных пункта. Самые активные пользователи дебетовых карт – жители средних городов в возрасте от 25 до 34 лет. Кредитками пользуются 8%.
«Люди очень долго привыкали к кредитным картам, однако сегодня уже не представляют без них жизни. Хотя остается еще слой населения, для которого живые деньги привычней. Но даже пенсионеры с радостью переходят к использованию пластика, если им все доступно объяснить. Только вот жалуются некоторые, что поговорить не с кем, когда деньги снимаешь не в отделении банка, а в банкомате», – подметила заместитель председателя Юго-Западного Сбербанка Лариса Безделева.
Вторая по востребованности банковская услуга – регулярные платежи (оплата ЖКХ, телефона, штрафов и др.) Однако россиян, оплачивающих услуги ЖКХ, телефон или штрафы непосредственно в отделении банка, за 2011 год стало меньше на 10 процентных пунктов (п.п.), и основная причина тому – стремительное развитие альтернативных платежных каналов. Так, например, у населения появилась возможность совершать платежи через многофункциональные платежные терминалы или используя дистанционный банкинг.
Кредиты замыкают тройку наиболее востребованных банковских услуг – ими пользуется четверть населения. И большинство заемщиков традиционно предпочитают именно потребительский кредит. Автокредиты имеют 11% заемщиков. В отношении ипотечного кредитования наметилась тенденция к увеличению числа пользователей. Так, например, за 2011 год доля ипотечных заемщиков выросла с 7% до 11%. По мере роста уровня доходов увеличивается и доля тех, кто пользуется автокредитом или ипотекой. Доля заемщиков по потребительским кредитам с ростом благосостояния наоборот сокращается.
Вклад в банке имеет почти каждый пятый, а посещают банковское отделение для осуществления денежного перевода практически каждый десятый. Россиян, не пользующихся никакими банковскими услугами, за 2011 год стало меньше (22% в конце года против 26% – в начале).
«Мы внимательно следим за банковским рынком и отмечаем, что Россия отстает от западных стран по числу банковских офисов и проникновению банковских услуг, – считает заместитель председателя правления Банка Хоум Кредит Юрий Андресов. – Все это открывает банкам широкие перспективы развития на российском рынке».
Отмечая повышение доли россиян, которые пользуются платежными терминалами и другими дистанционными каналами обслуживания, банкиры продолжают активно развивать сеть банкоматов и платежных терминалов.
Как объясняет директор по коммуникациям Национального агентства финансовых исследований Юлия Барабанова, есть несколько причин тому, что в России популярны только пластик и коммуналка: «Во-первых, отдельные банковские услуги могут быть незнакомы и непонятны населению, а значит, чтобы разобраться в них, требуется время, опыт и помощь. Во-вторых, определенные услуги не представлены в отдельных регионах и городах. Нельзя забывать и про незащищенные слои населения (молодежь, люди старшего поколения и малоимущие), для которых банковские услуги попросту недоступны в силу их невысокого уровня доходов. Однако при всех сдерживающих факторах интерес к банковским продуктам уверенно растет».
Фото: Фото с сайта Moscow.olx.ru