Госдума РФ 9 сентября в первом чтении одобрила «третий антимонопольный пакет» поправок, проект которого подготовила Федеральная антимонопольная служба России. За несколько дней до этого в Ростове состоялся крупный международный форум антимонопольщиков, на который съехались представители более 12 стран.
Третья поправка принята
За принятие законопроекта проголосовали 357 депутатов, четверо воздержались, сообщила пресс-служба ведомства. «Рассмотрение законопроекта сопровождалось содержательной дискуссией, которая длилась около полутора часов», – подчеркнул начальник правового управления ФАС России Сергей Пузыревский.
Изменения, в частности, предусматривают сокращение перечня безусловных запретов (per se), они распространяются только на горизонтальные соглашения. Уголовное преследование возможно только за наиболее опасные для конкуренции деяния – картели. Согласованными действиями будут признаваться действия хозяйствующих субъектов, публично заявивших о планируемом поведении на рынке. Сегодня в России существует множество сфер, в которых, по словам главы ФАС Игоря Артемьева, в ходе следственных мероприятий обнаруживаются такие документы. Кроме того, вводится минимальная доля товарного рынка, которую должны занимать участвующие в согласованных действиях хозяйствующие субъекты. В законопроекте уточняется понятие запрещенной координации экономической деятельности.
Корректируется и 6 статья закона «О защите конкуренции». Например, цена, сформированная на бирже при соблюдении правил биржевой торговли, не будет считаться монопольно высокой. ФАС России планирует совершенствовать практику использования ретроспективного метода анализа при определении монопольно высокой цены товара. Также будет использоваться индикатор мировых цен на товар.
Законопроект предусматривает право Правительства РФ определять правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарных рынков в сферах естественных монополий, а также к товарам, технологически к ним присоединенным.
Кроме того, внесенные поправки закрепят механизм административного обжалования торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Уточняется порядок предоставления государственного и муниципального имущества. В том числе исключается обязательное проведение торгов при заключении договоров субаренды имущества лицами, получившими такое имущество на торгах.
Поправками также предлагается предусмотреть особенности смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств юридических лиц за нарушение антимонопольного законодательства.
«Третий антимонопольный пакет» существенно упрощает работу бизнеса и усиливает ответственность чиновников, препятствующих свободе предпринимательства. Принятый законопроект позволит повысить эффективность применения основных институтов антимонопольного регулирования в России», – отметил руководитель ФАС России Игорь Артемьев.
Картели растят цены
Накануне принятия поправок Игорь Артемьев провел в Ростове «День конкуренции в России». «Мы вместе с нашими большими антимонопольными друзьями из других стран имеем возможность обсудить вопросы борьбы и законов, обменяться опытом, я очень рад, что у нас есть такая возможность», – открыл пленарное заседание Игорь Артемьев.
Он начал с напоминания о том, что Советский союз был одной большой монополией. Но отсутствие конкуренции тормозит развитие инноваций, и когда наша страна распалась, пришлось строить новую рыночную экономику и расхлебывать все имевшиеся проблемы и защищать конкуренцию.
Закон о конкуренции (1991 г. – Прим. ред.) был принят сразу после распада Советского союза, он заложил основы регулирования конкуренции. В последние годы были приняты два крупных пакета поправок, в 2006 и 2009 годах, они позволили модернизировать законодательство с европейскими странами.
«Если говорить о том, что сегодня наиболее актуально для нас, это то, что нужно делать жестко. Это вопросы доминирующего положения. Научиться пресекать самые жесткие преступления – картельную практику. Сговоры на торгах, на ценовом рынке. Они занимают очень большое место в России, – продолжил Игорь Артемьев. – И очень трудно объяснить, почему в России мы имеем самые высокие цены на те продукты, которые сами производим. Например, на нефтепродукты или продукты питания. Это можно объяснить не только большими административными барьерами, но и масштабными сговорами, которые сейчас присутствуют практически во всех отраслях в России».
В качестве примеров руководитель ФАС привел картельный сговор между поставщиками угольного топлива ОАО «СУЭК», ОАО «Русский уголь» и ЗАО «Стройсервис»; картель на рынке жидкого хлора, который действовал в России на протяжении трех с половиной лет (участники были оштрафованы на 90 млн руб), крупные сговоры на фармацевтическом рынке. А также за серьезное монопольное доминирование по решению ФАС в 2010-2011 гг. на миллиарды рублей были оштрафованы нефтяные гиганты «Лукойл», «Роснефть», «Газпром нефть» и «ТВК-ВР холдинг».
Не обделили вниманием и самую крупную, по словам экспертов, сферу коррупции – органы власти. Игорь Артемьев подчеркнул, что по сравнению с 2008 годом количество возбужденных дел в отношении органов власти в 2010 году возросло в два раза. «Повышена административная ответственность для государственных и муниципальных служащих за нарушение антимонопольного законодательства: введена дисквалификация в качестве меры ответственности, – отметил он. – И уже есть случаи дисквалификации должностных лиц».
«Надо сделать так, чтобы нарушать конкурентное законодательство было дорого и опасно», – заявил участник пленарного заседания руководитель Департамента по конкурентной политике Москвы Геннадий Дегтев. Руководитель департамента рассказал участникам заседания об основных направлениях взаимодействия Правительства Москвы с ФАС России и Управлением ФАС по городу Москве. Между Правительством Москвы и ФАС России подписано соглашение о взаимодействии, главная цель которого – профилактика потенциальных нарушений антимонопольного законодательства и увеличение эффективности проведения всех видов торгов. К слову, глава Ростовской области Василий Голубев и руководитель ФАС тоже в скором будущем планируют подписать аналогичное соглашение. «Мы сегодня (в день форума. – Прим. ред.) с Игорем Юрьевичем договорились о том, что дадим поручение по подписанию соглашения между Ростовской областью и федеральной службой, так что в ближайшее время мы выйдем на подготовку и реализацию этого документа», – заявил Василий Голубев.
Для донского УФАС главная проблема – газ
Ростовская область не относится к числу регионов, ситуация в которых вызывает беспокойство руководства ФАС РФ. Работу донских антимонопольщиков Игорь Артемьев оценил высоко. «И прежнее руководство было очень квалифицированным, и, на мой взгляд, очень серьезная команда сейчас работает. Поэтому здесь нарушений, на самом деле, поменьше», – сказал Игорь Артемьев.
По его словам, управление ФАС РФ по Ростовской области входит в десятку лучших по стране из более чем 80 отделений.
«И это при том, что у нас жесточайшие рейтинги производительности и эффективности работы. За все время моей работы они никогда не вылетали из десятки», – констатировал глава ФАС РФ.
Он отметил, что главными для донских антимонопольщиков остаются те же проблемы, что и в общем по стране.
«Это и «Газпром», и все проблемы по повышающим коэффициентам, по которым они за газ просто сдирают. Конечно, это энергетики, вымогающие взятки за подключение жителей, магазинов и даже целых цехов к энергетическим системам. У вас работают замечательные железнодорожные монополисты, есть проблемы с бандитизмом. Но нужно не забывать, что у вас большая, мощная, серьезная область. Все проблемы связаны с тем, что у вас большие масштабы. Но мне кажется, что ваш регион очень перспективен – в сравнении с другими субъектами РФ ситуация здесь более-менее благоприятная», – резюмировал Игорь Артемьев.
В Австрии полномочия разделены
«ФАС России является одним из трех лучших ведомств в Европе наряду с Генеральным Директоратом по конкуренции (ЕС) и Французским конкурентным ведомством», – заявил генеральный директор по конкуренции Федерального конкурентного ведомства Австрии Теодор Таннер.
В своем выступлении Теодор Таннер отметил, что ФАС России достигла значительных результатов в сфере антимонопольного регулирования. «Защищая конкуренцию, обеспечивая эффективное регулирование работы рынка, ФАС России создает благоприятные условия как для потребителей, так и для производителей. Свидетельством правильного подхода к работе является низкий уровень отменных судами решений ФАС России (не более 16%). Активно взаимодействуя с судебным сообществом, антимонопольному органу совместно с судами удалось разработать единые подходы в толковании и правоприменении федерального законодательства», – заметил господин Таннер.
Кроме того, он поделился результатами работы Федерального конкурентного ведомства Австрии. Он отметил, что ФКВ – следственное ведомство. Органом, принимающим решения по картельным делам в Австрии, является суд по делам картелей и Верховный суд по делам картелей. Разделение полномочий по проведению следствия и полномочий по вынесению решения по делу полностью соответствует Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Федеральное конкурентное ведомство Австрии раскрыло картельные сговоры между оптовыми компаниями промышленных химикатов, между оптовыми компаниями типографских химикатов, а также картель на рынке лифтов и эскалаторов. За эти нарушения компаниям придется заплатить миллионные штрафы.
Кроме того, Теодор Таннер отметил, что в области конкурентной политики между федеральными ведомствами происходит укрепление двусторонних отношений – так, между ФАС России и ФКВ Австрии подписано второе Соглашение о взаимодействии.