Федеральная антимонопольная служба взялась за проверку цен на билеты российских авиаперевозчиков. Как сообщается на официальном сайте ведомства, глава ФАС Игорь Артемьев распорядился проконтролировать изменение цен на авиабилеты с учетом падения стоимости на авиационный керосин.
ФАС уже направила запросы 20 российским авиаперевозчикам и в Центр расписания и тарифов с просьбой обосновать цены на перелеты.
Все дело в том, что цена на керосин упала на 30%. А в соответствии с расчетами Росавиации, в списке составляющих цены на билет примерно 40% – это стоимость топлива. Таким образом, цены на билеты теоретически должны были снизиться примерно на 15%.
«Подобными проверками мы хотим послать сигнал авиакомпаниям, что они так же, как нефтяные компании, должны в своей ценовой политике ориентироваться только на мировые цены на топливо, а не пытаться за счет потребителя урвать лишние 10%», – подчеркнул глава ФАС Игорь Артемьев.
Служба сегодня рассматривает цены на конкретные маршруты, вызывающие жалобы пассажиров, и на имеющие признаки монопольно высоких. Это коснется и механизма продажи билетов. Как предполагает ФАС, здесь могут применяться примерно те же механизмы, что и при скрытых комиссиях в банках. Ведомство решило разобраться, почему билеты на самолет дороже, если покупать их позже.
В том числе, проверка намерена уделить особое внимание практике невозврата билетов, которую ФАС считает нелегитимной и противоречащей Воздушному кодексу.
Как сообщал 161.ru в середине июля, ростовские антимонопольщики уже столкнулись с неправомерной практикой аэрофлотовской дочки – «Донавиа». Ростовское УФАС России признало ОАО «Донавиа» нарушившим закон о конкуренции в части завышения цен на полеты по маршруту Ростов-на-Дону – Москва.
На этот рейс ростовская авиакомпания установила более 10 тарифных планов. Часть из них были дорогими, а цена была обоснована различными условиями приобретения билета и наличием дополнительных услуг, повышающих комфортность полета.
В то же время у авиакомпании имелось пять тарифных планов с одинаковыми условиями приобретения и комплектом услуг. Однако разница в стоимости билетов по этим тарифам достигала четырех тысяч рублей – от 3,5 тыс рублей до 7,8 тыс рублей. То есть абсолютно одинаковые билеты одним пассажирам продавались вдвое дороже, чем другим.
На основании этого антимонопольщики признали «Донавиа» нарушившим п. 6. ч. 1 ст. 10 ФЗ «О защите конкуренции» (необоснованное установление различных цен на один и тот же товар) и выдало предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства.
Как прокомментировал тогда журналистам пресс-секретарь «Донавиа» Дмитрий Бакулин, авиакомпания действительно получила от областного УФАС замечания по использованию пяти из 32 тарифов на линии Ростов-на-Дону – Москва. «В настоящий момент все замечания, которые нам предъявило управление ФАС области, мы устранили, в частности, по пяти специальным тарифам - путем изменения условия применения этих тарифов», – сказал он.
Впервые о планах провести проверки ценообразования на авиабилеты руководитель ведомства Игорь Артемьев заявлял в июле прошлого года, когда ФАС признала, что цены на рейс «Аэрофлота» Красноярск – Норильск – Красноярск являются необоснованно завышенными. В этом же году Росавиация вновь была вынуждена объяснять дороговизну билетов на внутренние рейсы. По данным ведомства, их высокая стоимость образуется за счет налогов, таможенных сборов, а также пошлины, которые выплачивают российские компании за использование иностранной авиатехники.
Но в конце 2009 года глава Росавиации Геннадий Курзенков пообещал, что цены на авиабилеты в России в 2010 году сохранятся на уровне 2009 года. «Я не думаю, что цены будут выше, они будут как в этом году. Причиной этому является то, что правительство выделило 2,5 миллиарда рублей на перевозку пассажиров с Дальнего Востока и Крайнего Севера. Эти средства будут использованы и внутри регионов, они (средства) будут поддерживать маршрутную сеть», – сказал тогда Курзенков. По его словам, цены могут повышаться только в случае увеличения цен на авиатопливо.