Банкиры продвигают закон, разрешающий кредитным бюро получать доступ к кредитным историям граждан без их согласия. Банкиры убеждены, что такие меры помогут выявлять мошенников на ранней стадии. Защитники прав потребителей опасаются, что упрощенный доступ к кредитной истории граждан может способствовать попаданию ценной информации в недобрые руки.
С инициативой лишить граждан возможности сохранять свои кредитные истории в тайне выступил глава Ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян на пресс-конференции в Москве. По мнению Тосуняна, заемщик должен брать на себя ответственность, получая кредит, и понимать, что он создает свою кредитную историю. Кроме того, запрет на передачу информации в бюро может быть вызван попыткой мошенничества.
Позиция главы АРБ вызывает понимание банкиров, которые устали бороться с недобросовестными заемщиками.
«На самом деле банкиры заинтересованы в том, чтобы бюро кредитных историй реально действовало. Вплоть до того, что многие банки регулируют этот вопрос так: выдача кредита возможна только при согласии заемщика на предоставление информации в БКИ. В таких случаях отказ от предоставления информации может быть интерпретирован как нелояльность к банку, и соответственно, может повлечь за собой отказ в предоставлении кредита. И это вполне объективное желание со стороны банков: существует масса мошеннических схем по потребительским кредитам. Таким образом, банки не видят совокупной задолженности заемщика, и возрастают риски убытков», – объясняет корреспонденту 161bank.ru управляющая филиалом «Ростовский» банка «ГЛОБЭКС» Лариса Сулацкая.
Желание банкиров залезть в кредитные истории граждан вызывает резкий протест защитников прав потребителей. Они убеждены, что, хотя противодействие мошенникам – дело благородное, решать эти задачи нужно не за счет безопасности клиентов.
Председатель правления Конфедерации обществ потребителей (Конфоп) Дмитрий Янин пояснил порталу GZT.RU: «В бюро кредитных историй собирается достаточно важная информация о заемщиках. Число людей, которые к этой информации допущены, увеличилось. Есть факты кражи этих данных и их низкой защиты».
Банкиры проблем с безопасностью конфиденциальной информации не отрицают.
«Проблема защиты баз данных существует везде. Над этим надо работать всем банковским сообществом. В целях защиты информации было бы целесообразно не включать в БКИ ряд параметров, таких, например, как информация об имуществе и адресе регистрации гражданина», – говорит Лариса Сулацкая.
Компромиссным вариантом для обеих сторон видится создание единой базы кредитных историй заемщиков. Создание такой базы поможет разрешить ряд противоречий в работе БКИ, в частности – появится полнота информации о заемщиках, и минимизируются риски банков.
На сегодняшний момент, спустя пять лет с момента вступления в силу закона «О кредитных историях», в России было создано 33 кредитных бюро, которые содержат информацию о более чем 45 миллионах заемщиков.