Федеральная Служба по финансовым рынкам активно продвигает пакет законов для противодействия инсайду. Таким образом, чиновники стремятся сделать банковскую систему максимально прозрачной и привлекательной для инвесторов. Однако на практике это может означать ликвидацию самого понятия банковской тайны.
Принятие закона о манипулировании и инсайде, который готовится ко второму чтению в Государственной думе РФ, ожидается в весеннюю сессию. Законопроект предусматривает как уголовную, так и административную ответственность за нарушения. При этом на уголовную ответственность при вступлении закона в силу планируется ввести трехлетний мораторий.
«Это единственный закон, который выбрасывает РФ из круга регулируемых рынков», – на конференции «Российский фондовый рынок 2010: новые стимулы для развития» особо подчеркнул Глава ФСФР Владимир Миловидов. В частности, из-за отсутствия пакета законов по противодействию инсайду России ФСФР не является членом технического комитета международной ассоциации регуляторов финансовых рынков IOSCO.
«Закон об инсайде может сделать российский рынок более привлекательным и успокоить иностранных инвесторов. Уголовная ответственность за инсайд в мировой практике существует, все зависит от тяжести нарушения», – отметил генеральный секретарь IOSCO Грэг Танзер.
Ключевым пунктом законопроекта является возможность для контролирующих органов беспрепятственно получить доступ к информации, которая традиционно составляла банковскую тайну. Если учесть, что аналогичные полномочия у правительства себе планируют выбить налоговики и таможенники, то, возможно, совсем скоро властьимущие будут иметь право залезть в любой кошелек, не спрашивая владельца.
Опасения бизнес-сообщества красноречиво объясняет директор Центра развития банковской системы Ассоциации региональных банков «Россия» Олег Иванов.
«Если принцип, на котором сейчас основан институт банковской тайны, будет нарушен, возникнет очень опасная ситуация. Достаточно будет всего лишь подозрений, возникших в голове чиновника, чтобы получать информацию о счетах любого законопослушного гражданин, – поясняет он. – Например, у ФСФР может возникнуть подозрение, что какой-то участник рынка манипулировал рынком или неправомерно воспользовался инсайдом. На основании этого будет раскрыта банковская тайна. А ведь это может быть всего лишь ничем не подкрепленный домысел. Нет никакой внятной процедуры или формы для запроса, запрос можно направлять и при отсутствии уголовного дела, отсутствует и внешний контроль», – негодует Иванов. Однако вполне возможно, что в скором времени аналогичные права получат таможенные и налоговые органы.