В условиях неустойчивой финансовой ситуации для бизнесмена очень важно не ошибиться при выборе банка. Управляющий Ростовским филиалом Московского банка реконструкции и развития (МБРР) Виталий Авдеев уверен, что ключевые факторы при выборе банка – это стабильность, открытость и профессионализм.
– Виталий Викторович, как в целом повлиял кризис на рынок кредитования корпоративных клиентов?
– В докризисный период сегмент кредитования малого и среднего бизнеса, а также крупных предприятий, пожалуй, можно было назвать одним из наиболее быстрорастущих на рынке банковских услуг. Из-за кризиса темпы роста значительно снизились, однако уже сейчас мы видим оживление на рынке: бизнес вновь активно интересуется условиями кредитования. Спрос рождает предположение. Банки идут навстречу предпринимателям, расширяют линейку продуктовых услуг, возобновляют действие программ, которые были приостановлены на время кризиса. Мы понимаем, что бизнес не стоит на месте, а непрерывно развивается – и в этом мы должны ему помогать. Растущая конкуренция явилась катализатором более гибкой кредитной политики в отношении бизнеса. Гибкость программ кредитования сегодня – это шаг навстречу корпоративному рынку в сложившихся экономических условиях.
– Вы затронули вопрос конкуренции. С кем приходится конкурировать?
– Уровень конкуренции среди банков Ростовской области традиционно является очень высоким практически по всем направлениям не зависимо от сектора. Здесь нельзя списывать кого-либо из участников рынка со счетов, будь то региональный банк или крупная федеральная структура. Главное, что мы относимся к этому положительно. Конкурентная борьба добавляет нам мотивации и энергии для качественных изменений. На сегодняшний день мы делаем основной упор на сервисное обслуживание. В 2010 году мы изменили порядок работы наших офисов. Продлили рабочие часы до 19 часов, предлагаем обслуживаться физическим и юридическим лицам в субботу. Для постоянных клиентов мы организовываем дополнительные рабочие дни даже в праздники.
Второе, мы усовершенствовали сеть наших банкоматов. На сегодняшний день у нас их 28. Их услугами пользуется более 7000 ростовчан. Ведется постоянный мониторинг деятельности этих банкоматов, чтобы перемещать их в места наиболее удобные для клиентов.
– За счет чего Вы планируете расширить долю присутствия на корпоративном рынке?
– В первую очередь, за счет того, что банк заинтересован во взаимовыгодном сотрудничестве с представителями бизнес-сообщества. Ставка на гибкость и уникальность каждой конкретной ситуации! Кроме того, МБРР всесторонне подходит к сотрудничеству, оказывая содействие в решении любых вопросов, возникающих в процессе работы с предприятием. Безусловными преимуществами нашего банка на рынке корпоративных услуг является широкая продуктовая линейка, оперативность принятия решения о предоставлении кредита и индивидуальный подход к каждому клиенту.
– Расскажите о системе оценки предприятий. На что в первую очередь обращается внимание?
– Московский банк реконструкции и развития (МБРР) заинтересован в сотрудничестве с надежными заемщиками, поэтому предприятия, желающие воспользоваться кредитными продуктами банка, должны иметь устойчивый и перспективный бизнес. Мы не подходим шаблонно к оценке деятельности предприятий и в каждом конкретном случае делаем поправку на специфику бизнеса. Параметры также зависят от сферы деятельности и продукта, выбранного клиентом. Однако для нас важны наличие источников погашения кредита, обеспечение по кредиту, перспективы данного вида бизнеса на рынке.
– Какие отрасли экономики банк кредитует охотней всего?
– МБРР заинтересован в привлечении клиентов среднего и крупного бизнесов. Банк работает практически со всеми рыночными сегментами, ориентируясь на общее состояние отрасли и индивидуальные показатели деятельности каждого потенциального заемщика.
– А что предлагаете для физических лиц? Предусмотрены ли специальные условия для VIP-клиентов?
– В нашем здании мы выделили специальную зону для обслуживания физических лиц. А для категории VIP-клиентов мы создали в структуре нашего филиала специализированный отдел по обслуживанию.
Кроме того, мы неуклонно следим за повышением профессионализма своих сотрудников. Каждый год мы проводим тестирование всех работников банка. Для сотрудников, желающих повышать свой уровень самостоятельно, работают дистанционные обучающие программы.
– Раз уж мы коснулись темы физических лиц, как вы относитесь к последней инициативе руководства страны, о внедрении системы личного банкротства? По идее она призвана защитить граждан от непосильного долгового бремени?
– К этой инициативе мы относимся весьма положительно. Считаю неправильным, когда из человека, волею судеб попавшего в тяжелое положение, выжимают последнее. Конкретно наш банк уже давно взял на вооружение концепцию «банка с человеческим лицом». Могу привести несколько свежих примеров, когда наш банк добровольно шел навстречу клиенту, попавшему в тяжелое положение. Не далее как в прошлом году один из наших партнеров получил реструктуризацию займа. Мы склонны выстраивать долгосрочные и взаимовыгодные отношения с клиентом.