Россияне стали чаще жаловаться на страховщиков. С начала года в федеральную службу страхового надзора поступило 32 тысячи заявлений с претензиями от потребителей. По сравнению с 2008 годом количество жалоб выросло в два с лишним раза. Эксперты убеждены, что рост связан с последствиями экономического кризиса, отразившегося на работе всех без исключения страховых компаний.
С начала года в Росстрахнадзор от потребителей продуктов и услуг страховых компаний поступило 32 тысячи жалоб, что в два с лишним раза превышает показатели прошлого года. При этом больше половины всех претензий связаны с «автогражданкой». Граждане жалуются, что страховщики задерживают выплаты или вовсе отказывают в них. Как удалось выяснить, наиболее распространенным способом затягивания процедуры выплаты стали длительные расследования причин наступления страхового случая. Участники рынка оправдываются: досконально все проверять их заставляет рост количества мошенничества со стороны страхователей.
Руководитель Росстрахнадзора Александр Коваль, подводя итоги года на пресс-конференции в Интерфаксе, сообщил, что основной «головной болью» рынка действительно остается «автогражданка», из-за проблем с которой многие страховые компании обросли судебными исками или вовсе стали банкротами. Коэффициент выплат по ОСАГО в этом году сократился до 54%, что соответствует уровню 2007 года. При этом, по словам главы ведомства, участники рынка делают все возможное, чтобы занизить объемы выплат или не платить своим клиентам.
Между тем сами страховщики уверяют, что более жесткий подход к расчету размера страхового возмещения – вполне естественный ответ на рост убыточности ОСАГО.
«Компании, которые не смогли справиться с этой проблемой, просто покинули рынок, не передав портфелей и резервов, то есть, оставив клиентов без выплат. Естественно, что все эти факты не могли положительно сказаться на обслуживании клиентов – отсюда и рост числа жалоб», – говорит зампредседателя правления «Национальной Страховой Группы» Алексей Кириенко и делает неутешительный прогноз: убыточность будет расти, количество жалоб тоже.
Помимо «проблемного» ОСАГО, в большей степени повлиявшего на успешность работы специализирующихся на нем страховщиков, трудности появились и в сегменте относительно благополучного классического страхования. Так объем страхования жизни уменьшился на 25%, а имущества – на 16%. При этом уровень выплат страховых сумм также возрос, серьезно увеличив нагрузку на страховые компании.
По словам руководителя пресс-службы ИК «Финам» Владислава Исаева, основной причиной роста жалоб на страховщиков, очевидно, является дефицит ликвидности, с которым столкнулось большинство участников рынка.
«Финансовые проблемы возникли в связи с экономическим кризисом, который стал причиной сокращения спроса на страховые услуги и в розничном, и в корпоративном сегментах. Заемные ресурсы подорожали и стали недоступными. В результате некоторые еще работающие на рынке страховщики в условиях дефицита ликвидности попросту не имеют ресурсов на осуществление положенных выплат, что вызывает рост жалоб клиентов регулятору».
Регулятору, в свою очередь, для того чтобы хоть как-то навести порядок на страховом рынке, ничего не остается, как усилить контроль за страховщиками. Так, совместно с Российским союзом автостраховщиков (РСА) ведомство собирается изменить систему выдачи бланков полисов ОСАГО страховым компаниям. Предполагается ужесточить систему квотирования: в случае резкого роста продаж полисов страховщик подвергнется дополнительной проверке.
Также для повышения финансовой устойчивости компаний планируется, ориентировочно с 2012 года, значительно повысить требования к размеру минимального уставного капитала страховых организаций с текущих 30 до 120 млн рублей для универсальных страховщиков и до 240 млн рублей для страховщиков жизни. В Росстрахнадзоре отмечают, что из-за грядущих изменений рынок может не досчитаться около сотни игроков.
А пока страховщики и не скрывают, что сложности в урегулировании убытков, характерные практически для всех компаний, сохранятся и в будущем году. «Касаться они будут как сроков урегулирования, так и размеров страховых выплат, – говорит директор департамента организации страховой деятельности СК «ГУТА-Страхование» Олег Полетаев. – В наиболее устойчивом положении будут, по-прежнему, те компании, которые обладают диверсифицированным и сбалансированным страховым портфелем и не применяют политику демпинга».