Создание гарантийного фонда Ростовской области перешло в решающую стадию. Как сообщила заместитель министра экономики Ростовской области Анна Палагина, завершен конкурсный отбор банков на заключение с ними соглашений по работе в рамках гарантийного фонда.
Вопреки опасениям, банки проявили активность в подаче заявок на участие в фонде. И это несмотря на то, что министерство экономики выдвинуло непростые требования для претендентов.
«Во-первых, банки должны были показать реальный объем кредитования малого и среднего бизнеса. Это было одним из самых важных требований, и те банки, которые не занимались таким кредитованием, не имеют своих программ и не имеют реально выданных кредитов – конечно, они в итоге не смогли победить в конкурсе, и это совершенно закономерно. Потому что гарантировать надо реально выданные кредиты, а не просто свои предположения.
Второе: в конкурсе участвовал такой показатель, как мультипликатор, то есть какое количество кредитных ресурсов под наши гарантии банк предоставит тому или иному заемщику. Ну и, естественно, не последнюю роль играла стоимость этих средств, другими словами, ставка по депозиту», – изложила поставленные банкам условия Анна Палагина. По ее словам, из поданных на конкурс 16 заявок были отобраны всего семь банков.
«Самый большой размер поручительства – у банка «Юниаструм» – 126,3 миллиона. Банк «Возрождение» предложил 84,6 миллиона рублей, «Центр-Инвест» – около 79 миллионов рублей. Далее идут «Донинвест», - 57,8 миллиона, «Промсвязьбанк» – 53,6 миллиона, «Ростпромстройбанк» – 51,3 миллиона и «Сбербанк» – 39,5 миллиона рублей», – перечислила Анна Палагина. Она выразила сожаление, что конкурсный отбор не прошел такой колоритный участник, как «Россельхозбанк».
«Просто у нас специфическая категория получателей кредитов, и это наш приоритет, а они – федеральная структура и не смогли в наши демократичные требования вписаться. «Россельхозбанк» хочет, чтобы основную гарантию мы на себя взяли, ну вот тут пока мы не договорились. Однако я думаю, что в следующем конкурсе мы их увидим в качестве победителей», – выразила надежду Анна Палагина.
Она разъяснила суть создания гарантийного фонда и предполагаемый механизм его работы.
«Первое звено здесь – сам предприниматель, у которого не хватает залогового обеспечения. Этот предприниматель обращается за кредитом, банк проводит экономическую оценку и понимает, что проект реален, выручка поступает, проект – действующий, но, с точки зрения банковских требований, у него возникают другие риски, которые надо чем-то погасить. Вот тут на сцену выходит гарантийный фонд.
При этом часть рисков на себя берет банк, часть – гарантийный фонд, то есть мы. В этом и есть механизм гарантии. Другими словами, мы делим риски на троих. Первым отвечает предприниматель, потом банк, третьим – мы как поручитель», – пояснила Анна Палагина.
При этом она утверждает, что предпринимателей, у которых не хватает залогового обеспечения, не хватает объема выручки, тысячи. А положение их бизнеса достаточно устойчивое. Риски при этом – те же самые, предпринимательские, которые существуют при любом проекте, но теперь предложен механизм, при котором этот проект можно запустить.
Таким образом, при появлении государства в виде поручительства эти риски минимизируются, и снижается процентная ставка.
В сельскохозяйственном производстве Ростовской области занято большое количество мелких и средних предпринимателей, которые могут стать потенциальными клиентами гарантийного фонда. Однако президент ассоциации крестьянско-фермерских хозяйств Ростовской области (АККОР) Александр Родин не спешит дать фонду какую-либо оценку.
«Сельхозпроизводства продолжают активно использовать кредиты «Россельхозбанка», и отсутствие его в фонде, я полагаю, никак не скажется на работе с нами. Что касается гарантийного фонда – надо посмотреть, как он станет работать, и только потом делать выводы», – осторожно заключил президент АККОР. При этом он вспомнил, что в 90-х годах в России на похожих принципах действовал фонд российских фермеров. За три года при непосредственной финансовой поддержке фонда в России образовалось 270 тысяч фермерских хозяйств...
Бизнес ростовского индивидуального предпринимателя Андрея Сикорского удивительно похож на то, о чем говорила Анна Палагина. То есть деньги поступают, но кредита на расширение дела взять пока не удается – не хватает залоговых обязательств. Однако Сикорский надеется воспользоваться средствами фонда и расширить свой бизнес.
Сейчас размер фонда превысил 460 миллионов рублей, и с учетом того, что средний коэффициент-мультипликатор банков – победителей конкурса равен двум, реальные средства фонда приближаются к миллиарду. В этом году перед фондом поставлена задача выдать не менее 30 поручительств.