Кризис расшевелил представителей всех без исключения слоев общества, заставив потребителей потуже затянуть пояса. Изменилась и жизнь состоятельных россиян, ежемесячный доход которых составляет от пяти тысяч евро и выше. Граждане, которым есть что терять, отказываются от отдыха и услуг домашнего персонала. Однако экономить на детях и продуктах питания «сливки общества» не собираются.
Согласно опубликованному вчера исследованию компании ProfiOnlineResearch, лишь 10% опрошенных россиян, чей ежемесячный доход превышает пять тысяч евро, указали, что с момента начала кризиса не предпринимали никаких действий, направленных на сохранение своего состояния.
Однако большинство обеспеченных граждан все же пытаются сохранить нажитое непосильным трудом. Так, 31% респондентов открыли вклады в банках под выгодные проценты, а 48% – перевели свои средства в иностранную валюту. Банкиров наметившаяся тенденция ничуть не удивляет.
«В текущих условиях наиболее популярным инструментом приумножения и надежногосохранения денежных средств для состоятельных клиентов, как впрочем и для всех категорий клиентов, являются банковские депозиты, – уверен главный специалист пресс-службы банка ВТБ24 Вадим Маркарян. – Еще с момента начала девальвации рубля состоятельные клиенты стали переводить свои сбережения в валюту. При этом средства размещаются примерно в одинаковой пропорции – половина в долларах, половина в евро. Особым интересом на фоне нестабильности курсов пользуются мультивалютные депозиты».
Примечательно, что 18% состоятельных потребителей, поддавшись общей тенденции, приняли решение перестраховаться и переложили свои деньги в более надежный банк, имеющий поддержку со стороны государства. Некоторые предприимчивые граждане, а именно 11%, посчитали кризис удачным временем для открытия своего дела и купили готовый бизнес «по дешевке». А вот продали свою компанию только 3% состоятельных россиян.
Несмотря на нестабильность на фондовом рынке, в период кризиса избавились от ценных бумаг лишь 9% респондентов. 15% представителей высокодоходной аудитории продолжают приобретать ценные бумаги, а 11% просто пересмотрели свой портфель бумаг.
«В последнее время мы отмечаем увеличение интереса со стороны крупных инвесторов к определенным продуктам, – комментирует вопрос заместитель генерального директора УК «АГАНА» Борис Соловьев. – Это, прежде всего, индивидуальное доверительное управление на рынке ценных бумаг, которое дает больше возможностей по управлению капиталом, чем, скажем, ПИФы. Кроме того, вновь появился интерес к созданию закрытых фондов для реализации отдельных проектов. Пока интерес к созданию ЗПИФов по большей части так и остается на уровне интереса и обсуждений. Но я уверен, что со временем часть проектов будет реализовываться с использованием всех преимуществ закрытых ПИФов».
Аналитики полагают, что интерес к инструментам фондового рынка со стороны обеспеченного населения вот-вот возобновится.
«Нормализация ситуации в экономике страны, снижение уровня безработицы, уменьшение инфляционных и девальвационных ожиданий и снижение ставок по банковским депозитам приведут к тому, что население вновь увеличит объемы вложений в инструменты фондового рынка, – говорит Борис Соловьев. – По мере роста спроса на рынок будут выведены и новые типы фондов, например, хедж-фонды для квалифицированных инвесторов или наиболее интересные в нынешних условиях фонды товарного рынка».
Интересной выглядит и ситуация с недвижимостью, вложение средств в которую традиционно пользуется успехом у состоятельных граждан. Во время кризиса недвижимость приобрели 22% респондентов, а продали – лишь 5%. Между тем аналитики отмечают, что низкий процент продаж инвестиционной недвижимости может говорить не только о нежелании владельцев расставаться с имуществом, но и попросту об отсутствии выгоды в такой сделке.
«В период мирового финансового кризиса вложение денежных средств в недвижимость является одним из наиболее эффективных и целесообразных решений. Данный факт обусловлен тем, что в долгосрочной перспективе инвестиции в недвижимость способны принести стабильный рост стоимости активов. Здесь все просто, сейчас недвижимость дешевеет, а в будущем обязательно снова начнет дорожать – поэтому в нее и вкладываются, – рассказывает генеральный директор консалтинговой компании MACON Realty Group Илья Володько. – В Ростове-на-Дону доля граждан с высоким и очень высоким уровнем дохода значительно выше среднероссийского показателя. А значит, недвижимость в качестве вложения средств, продолжает пользоваться спросом, пусть и значительно меньшим, чем до кризиса».
В свою очередь, по словам Ильи Володько, основным мотивом 5% состоятельных граждан, которые на сегодняшний день продают недвижимость, как правило, является не минимизация рисков потери своих сбережений, а вынужденная необходимость: дефицит финансовых средств.
Эксперты компании ProfiOnlineResearch отмечают, что помимо поиска способов, направленных на сохранение накоплений, обеспеченные слои населения пытаются найти пути, которые позволили бы им оптимизировать текущие расходы.
Первое, что сделали 52% респондентов – вообще отказались от ненужных расходов. Еще 41% указали, что пытаются экономить, заменяя некоторые дорогие товары более демократичными аналогами. Например, состоятельным гражданам на время пришлось забыть о коллекционном алкоголе и дорогих сигарах. Однако нельзя не отметить вырисовывающегося контраста: если люди со средним и ниже среднего уровнями дохода экономят, к примеру, на кофе, заменяя натуральный растворимым, то для более высокодоходной категории граждан ограничение затрат за счет продуктов питания вообще не представляется целесообразным. Кроме того, только 2% обеспеченных россиян решили сэкономить на своих детях.
Больше смысла экономить представители этой прослойки общества видят в ограничении расходов на оплату услуг личных парикмахеров, стилистов и визажистов (20%), а также расходов на домашний персонал (13%). 30% респондентов стали реже покупать одежду и украшения, а 15% опрошенных приняли решение сэкономить на отдыхе.
Фото: Фото с сайта Woman.ru