Бизнес Новые налоги загонят бизнес в тень

Новые налоги загонят бизнес в тень

Федеральная налоговая служба, откликнувшись на поручение премьер-министра России Владимира Путина «проработать источники налоговых доходов», представила ряд мер, способных принести около 1,4 трлн рублей в казну страны, заметно оскудевшую...

Федеральная налоговая служба, откликнувшись на поручение премьер-министра России Владимира Путина «проработать источники налоговых доходов», представила ряд мер, способных принести около 1,4 трлн рублей в казну страны, заметно оскудевшую во время кризиса. Так, ведомство предлагает ввести новый налог на финансовые операции юридических лиц и частных предпринимателей, провести специальную регистрацию плательщиков налога на добавленную стоимость, продлить срок взыскания налоговых долгов до трех лет и отменить для налогового ведомства понятие банковской тайны.

Новым налогом на финансовые операции со ставкой 0,5%, как предполагается, будет облагаться каждое безналичное перечисление средств с банковских счетов юридических лиц и частных предпринимателей в счет оплаты товаров, работ, услуг, имущества, имущественных прав. Частных лиц, редко прибегающих к безналичной форме расчетов, новый налог не коснется. По оценкам налогового ведомства, новый налог принесет в бюджет страны около 400 млрд рублей. Как пояснил глава Федеральной налоговой службы Михаил Мокрецов, налог предлагается ввести «временно, на период кризиса». При этом, помимо пополнения казны, ведомство рассчитывает получить и косвенный позитивный эффект: новый налог будет сопровождать каждое движение товара к покупателю, что должно привести к исключению из цепочки ненужных посредников, стимулировать прямые договорные отношения и снизить объем мнимых банковских операций. Аналогичные платежи, как указывается в письме ведомства на имя премьер-министра, приняты в ряде стран с сырьевой экономикой – в Бразилии, Аргентине, Венесуэле и Перу.

«Мотивация налогового ведомства, учитывая сокращение доходов федерального бюджета в текущем году на 38% по сравнению с первой редакцией и объем предполагаемого дефицита в размере 2,98 трлн рублей, который как минимум на 90% предстоит финансировать из средств Резервного фонда, достаточно прозрачна – это может принести в казну дополнительный доход в размере 400 млрд рублей, – говорит ведущий аналитик отдела макроэкономического анализа аналитического управления банка «Петрокоммерц» Дмитрий Харлампиев. – О конечном макроэкономическом эффекте судить пока сложно, многое будет зависеть от деталей реализации инициативы налоговой службы. Первично видится усиление налогового бремени для бизнеса, что только усугубит наблюдаемый спад экономической активности. Конечно, можно рассуждать об оптимизации производственных цепочек, исключении неэффективных «звеньев», посредников, ухудшении условий для использования различных «серых» схем в реальном секторе, но все это пока в большей степени теория».

«Сейчас перед налоговой службой поставлена задача увеличения уровня налоговых доходов в целях компенсации выпадающей экспортной прибыли бюджета, однако предложенные меры в условиях кризиса приведут к крайне неблагоприятным последствиям для бизнеса, – считает аналитик ИК «ФИНАМ» Юлия Голышева, отмечая, что ведение налога на финансовые операции фактически сводит на нет принятые ранее меры правительства по снижению ставки налога на прибыль с 24% до 20%. – Налог на финансовые операции будет способствовать росту теневого оборота в экономике, расширив практику использования бартера, взаимозачетов, вексельных схем и наличных платежей за услуги, что плохо отразится на наполняемости федерального и региональных бюджетов. Кроме того, введение налога на финансовые операции идет вразрез с политикой правительства на снижение уровня налоговой нагрузки на бизнес, и теряется смысл проводимой в последние годы налоговой реформы, направленной на сокращение количества оборотных налогов. Абсурдность самой идеи заключается также и в том, что в условиях кризиса властям, напротив, необходимо стимулировать экономическое развитие, а не увеличивать налоговую нагрузку на бизнес».

Доцент экономического факультета Московского госуниверситета им. Ломоносова Магомед Яндиев уверен, что инициатива налогового ведомства не получит поддержки властей, поскольку негативные последствия ее принятия очевидны: пытаясь избежать лишних расходов, бизнес перейдет на альтернативные формы расчетов.

«Если бы предложения были озвучены Федеральной налоговой службой 1 апреля, то предлагаемый «набор» мер по совершенствованию налогового администрирования можно было бы расценить в качестве первоапрельской шутки, – заявляет председатель Экспертного совета по налоговому законодательству при комитете Госдумы по бюджету и налогам Михаил Орлов. – Но, судя по всему, тон обсуждения предложений совсем не шуточный. Практически все озвученные предложения ФНС неоднократно обсуждались в разные годы существования налоговой системы России, и по ним уже давались заключения (в том числе на правительственном уровне), подтверждающие их неэффективность. Однако ФНС России продолжает их настойчиво озвучивать. Предлагаемый новый налог на финансовые операции, который должен взиматься при каждом перечислении денег со счета, – это, по сути, возрождение оборотных налогов, которые уплачиваются не с полученного дохода или с иного показателя, характеризующего прибыльность бизнеса, а с денежной транзакции, которая никоим образом не характеризует степень доходности бизнеса. То есть о справедливом распределении налогового бремени, о котором писал Адам Смит еще в XVIII веке, указывая на базовые принципы налогообложения, в данном случае можно забыть. Очевидно, что пострадают от нововведения как раз те компании, которые занимаются глубокой переработкой товара. Почему при наличии стратегической задачи по уходу от сырьевой направленности экономики России предлагается возложить дополнительное налоговое бремя именно на отрасли перерабатывающие, непонятно».

«Оборотный налог – это столь же архаичная форма поборов, как средневековая десятина, поскольку размер отчислений не зависит ни от прибыльности бизнеса, ни от его специфики, – говорит бизнес-аналитик Алексей Всемирнов. – Идея появления налога на финансовые операции именно в кризисное время настолько нелепа и несвоевременна, что даже возникает вопрос: возможно, данная мера, предложенная ФНС в пакете предложений по реформированию налогового законодательства, – лишь красная тряпка, призванная привлечь все внимание возмущенной общественности, что позволит налоговому ведомству без лишней шумихи провести иные непопулярные инициативы».

Помимо введения налога с финансовых операций юридических лиц и частных предпринимателей, налоговое ведомство предложило еще ряд мер, способных увеличить доходы бюджета на 1 трлн рублей. В частности, предлагается провести «всеобщую перепись» – специальную регистрацию плательщиков налога на добавленную стоимость. Данная мера позволит не только пополнить казну на 500 млрд рублей, но и искоренить фирмы-однодневки. По оценкам налоговой службы, сегодня из 1,6 млн зарегистрированных компаний реальным бизнесом занимается лишь 220 тыс. фирм.

«Налоговое ведомство давно настаивает на необходимости реализации данной идеи, полагая, что это поможет в борьбе с фирмами-однодневками и приведет к сокращению объемов необоснованно предоставляемых налоговых вычетов, – рассказывает Юлия Голышева. – Данная мера является обоснованной как для бюджета, так и для реальных плательщиков НДС, которым зачастую инспекторы отказывают в предоставлении вычета в связи с подозрением в незаконных налоговых операциях».

В списке предложенных налоговой службой мер по наполнению бюджета страны значится и продление срока взыскания налоговой задолженности с года до трех лет, что может принести дополнительный доход в размере 36 млрд рублей. Как отмечает Михаил Орлов, действующим законодательством предусмотрено право сотрудников налогового ведомства, выявивших задолженность по уплате налогов, пени и штрафов, взыскать платежи в течение двух-шести месяцев. «Возникает вопрос: почему государство должно потакать нерасторопности налоговых чиновников? Почему из-за того, что налоговый инспектор ленится заполнить пару бумажек, бюджет должен ждать финансовых средств в течение трех лет? – говорит Михаил Орлов. – Едва ли следует снижать дисциплинированность налоговиков в период нехватки средств в бюджете. Уверен, в эпоху кризиса и массовых увольнений высококвалифицированных специалистов из многих коммерческих структур налоговое ведомство сможет найти настоящих профессионалов».

Для повышения эффективности налогового контроля ФНС предлагает предоставить сотрудникам налоговой службы полный доступ к базам данных Банка России и Росфинмониторинга о финансовых операциях и межбанковских расчетах организаций и граждан, что фактически отменяет понятие банковской тайны. Сегодня банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов в банке, об остатках денежных средств на счетах, выписки по операциям на счетах организаций и предпринимателей в течение пяти дней со дня получения мотивированного запроса. «Вся необходимая информация о банковских операциях доступна налоговым инспекторам, – отмечает Михаил Орлов. – Очевидно, что появление нового информационного ресурса никак не повлияет на повышение эффективности налогового контроля».

Меры, предложенные Федеральной налоговой службой, уже вызвали горячие споры и, вероятней всего, будут обсуждаться в течение длительного времени. И бизнес-сообщество готово предложить альтернативные решения, способные компенсировать снижение доходной части бюджета страны. Как отмечает директор по аудиту группы компаний «Листик и партнеры» Дмитрий Лукьянов, в период кризиса, возможно, имеет смысл понизить ставку рефинансирования: данная мера, конечно, может ослабить рубль, но зато приведет к удешевлению кредитных ресурсов. Увеличение доступности кредитования может повлиять на экономическую активность бизнеса и, как следствие, привести к увеличению поступлений в бюджет, но уже не за счет новых «изобретений» ФНС, а за счет роста сборов налога на прибыль.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
15
ТОП 5
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
«Государство тратит на нефтяников триллионы». Эксперт жестко ответил ФАС из-за спора о цене бензина
Анонимное мнение
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
Нужно ли «обезжиривать» новогоднее меню? Развеиваем мифы об оливье и селедке под шубой
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления