Сложная ситуация в страховом бизнесе усугубляется: в связи с падением страховых сборов компании лишаются возможности покрывать высокую убыточность по ОСАГО за счет прибыльных видов страхования. Российский союз автостраховщиков составил очередной черный список страховых компаний, находящихся под угрозой банкротства.
Российский союз автостраховщиков направил в Росстрахнадзор список компаний с проблемными показателями, сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на вице-президента РСА Андрея Батуркина. В черный список попали 17 страховых компаний: «АСТО-гарантия», «Национальное качество», «Генеральный страховой альянс», «Гранит», «Дженерал резерв», «ЛК-cити», «Корона», «Свод», «Поддержка-гарант», «Трансгарант», Русская страховая компания, «Финист-МК», «Д2 страхование», «Информстрах», «Мегарусс-Д», «Полис-гарант», «Росэнерго». Совокупная доля страховых компаний в сегменте ОСАГО составляет 6,36%, размер их возможных обязательств перед пострадавшими в дорожных авариях автовладельцами РСА оценивает в 2-2,3 миллиарда рублей.
В компаниях «АСТО-гарантия», «Национальное качество», «Генеральный страховой альянс», «Гранит», «Дженерал резерв», «ЛК-cити», «Корона», «Свод» доля премий по ОСАГО составляет львиную долю страхового портфеля. В семи компаниях соотношение неурегулированных случаев к заявленным составляет свыше 20%, в то время как средний показатель по рынку – 5%. У девяти компаний есть задолженности по платежам в страховой фонд РСА, восемь компаний при продаже страховок предоставляли незаконные скидки и комиссии, некоторые испытывают проблемы с поддержанием деятельности в филиальной сети.
С момента появления обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств лицензий лишилась уже 21 компания, выплата возмещения пострадавшим по обязательствам компаний в размере свыше одного миллиарда рублей легла на Российский союз автостраховщиков. Сейчас совокупный размер фонда выплат РСА составляет порядка 6,7 миллиарда рублей, в том числе в фонде текущих компенсационных выплат имеется около четырех миллиардов рублей, в гарантийном фонде – 2,7 миллиарда рублей. Деньги рассчитаны на покрытие обязательств перед клиентами обанкротившихся компаний. Средства на расчеты с автовладельцами поступают из фонда текущих компенсационных выплат на возмещение по случаям, когда виновник дорожной аварии не застраховал автогражданскую ответственность или скрылся с места происшествия.Из гарантийного фонда РСА производились выплаты в случае банкротства или отзыва лицензии страховой компании.
Как полагают эксперты, список из 17 проблемных компаний – это лишь вершина айсберга, масштабы бедствия гораздо шире, однако денег резервного фонда должно хватить на выполнение всех обязательств перед клиентами обанкротившихся страховых компаний. В противном случае не исключено, что затраты будут компенсированы за счет увеличения отчислений страховых компаний в фонд РСА.
Аналитики агентства «Эксперт РА» полагают, что уже к июлю 2009 года убыточность обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств составит как минимум 100,5%. Несомненно, столь высокий показатель убыточности может привести к разорению не только небольших страховых компаний, работающих в самых убыточных регионах, но и крупных участников рынка, продающих полисы ОСАГО на всей территории России. По данным агентства на 1 июля текущего года, максимальный коэффициент убыточности в целом по рынку ОСАГО был зафиксирован в размере 73,1%, а с учетом расходов на ведение дела и отчислений в фонд РСА он составил 96,1%.
«Уровень проникновения «автогражданки» превысил 90% еще пару лет назад, поэтому развитие рынка теперь преимущественно происходит за счет увеличения и обновления автопарка, – говорит директор Ростовского филиала группы «Ренессанс Страхование» Алексей Бурашников. – При этом за четыре года действия закона об ОСАГО тарифы ни разу существенно не пересматривались, и только за счет инфляции обесценились более чем на треть, поэтому убыточность в данном сегменте растет опережающими рост сборов темпами: сборы по ОСАГО за январь-сентябрь этого года увеличились на 13%, а выплаты – на 19%. В результате в некоторых особенно убыточных регионах страховые компании вынуждены снижать активность или вовсе покидают рынок».
Ситуацию может усугубить введение весной 2009 года системы прямого урегулирования убытков в ОСАГО. По оценкам «Эксперт РА», рост выплат за счет вступления в силу поправок в 2009 году составит 11,5%, через год – 21,8%. При этом упрощенная процедура оформления дорожных аварий приведет к резкому увеличению числа заявленных мелких аварий и случаев страхового мошенничества. Представители страховых компаний уверены, что спасти положение могло бы только повышение тарифов и изменение поправочных коэффициентов, однако добавляют: если бы оно произошло хотя бы год назад.
«На сегодняшний день основными проблемами сегмента ОСАГО для страховых компаний является рост убыточности до рубежа, когда выплаты превышают 70% сборов и необходимо принимать срочные меры по оздоровлению ситуации. Для сокращения рисков и снижения доли ОСАГО в портфеле ряд страховых компаний закрывают высокоубыточные каналы в городах с низкими территориальными коэффициентами: происходит закрытие точек продаж, нерентабельных отделений, – рассказывает заместитель директора ЮРЦ Компании «АльфаСтрахование» Владимир Пенчуковский. – Пересмотр страховых тарифов должен произойти обязательно. В противном случае к середине 2009 года, в тех компаниях, где убыточность по ОСАГО ещё приемлемая с точки зрения рентабельности бизнеса, она перевалит за 100%».
«В данной ситуации правильным решением будет поднять тарифы на 10-20% и одновременно законодательно разрешить аналогичные скидки на те же 10-20%, – считает генеральный директор компании «КИТ Финанс Страхование» Сергей Ковальчук. – Для рынка это будет означать, что компании, которые оперируют по всей России, смогут более гибко подходить к тарифообразованию: в Москве и Петербурге работать со скидками, в регионах с низким коэффициентом – с учетом повышения. Вместе с тем, директ-компании, продающие полисы по телефону и интернету, смогут работать по старым тарифам, поскольку комиссии посредникам они не платят. Соответственно, автовладельцы сами смогут выбрать более дешевый и подходящий вариант».
По мнению Владимира Пенчуковского, массового отзыва лицензий в связи с высокой убыточностью по ОСАГО, возможно, и не произойдёт, так как часть компаний уйдёт с рынка добровольно. Но количество игроков может сократиться вдвое. Экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин согласен, что консолидация страхового бизнеса сегодня крайне актуальна.
Фото: Фото с сайта Insurancetipstoday.com