Лизинговый рынок на юге России не блещет радужными красками. Даже не смотря на то, что только за прошлый год количество сделок на юге увеличилось вдвое и составило 33 миллиарда рублей. Выгодная схема лизинга почему-то плохо работает на юге. Из десяти игроков рынка ЮФО обогнал только двоих – Северо-Западный и Дальневосточный округа, став третьим в списке лизинговых аутсайдеров. Что же обеспечило такое «преимущество»?
Чтобы понять дальнейший текст, стоит разобраться с формулировками . Итак, лизинг – это финансовая аренда. Бизнесмен (лизингодатель) приобретает у поставщика необходимые средства(технику, племенной скот, атомобили или компьютеры), а затем передает их клиенту (лизингополучателю), который оплачивает имущество в течение всего срока договора лизинга. Аналогом можно считать советскую модель покупки товаров в рассрочку.
По мнению руководителя аналитического центра «Эксперт-Юг» Арины Барсуковой, рыночная Доля Южного федерального округа все еще очень мала « Рывок с 8-го на седьмое место обеспечили строительство олимпийских объектов и «Азов-сити». При детальном исследовании регионального бизнеса выяснилось, что на Ростовскую область приходится всего-лишь 30% нового бизнеса. Ниже только Волгоградская область(8%) и Ставропольский край(6,5%). Лидером экономического Олимпа ЮФО остается Краснодарский край – на его счету ровно половина от всех лизинговых операций», – говорит Арина Барсукова.
По мнению экспертов рынка, лизинг на юге России проходит стадию формирования. Конкурентная борьба идет между федеральными операторами и далеко не все возможности лизинга представлены на рынке. Тем не менее точки конкурентных преткновений уже наметились. Директор представительства ЗАО «ДельтаЛизинг» в Ростове-на Дону Роман Албагачиев в интервью 161.ru предположил, что самое низкое сопротивление бизнесмен придя на южный рынок встретит в сегменте транспорта и оборудования.
«На мой взгляд, стоит обратить внимание на рынок более чем перспективный – транспорт, спецтехнику и оборудование, в том числе полиграфического, торгового, для общественного питания. Поскольку сельское хозяйство - традиционная специализация региона, этот рынок стабилен, интерес сельскохозорганизаций к лизингу как средству обновления основных фондов изменяется незначительно. Следовательно, малоэффективен для вложений».
Тем не менее аграрный сектор остается претендентом на лизинговую пальму первенства. Менеджер по продвижению компании «Ростовагроснабсервис» Елена Семенова сообщила 161.ru, что услуги сельскохозяйственного лизинга с прошлого лета интенсивно развиваются. «Только в нашей фирме уровень лизинговых операций вырос в пять раз. Это притом, что мы занимаемся только племенным скотом и техникой. Стоит добавить, что в операциях с техникой и оборудованием лишь около пяти процентов сделок совершаются с зарубежными образцами».
Самый высокий процент конкуренции в сфере недвижимости. С одной стороны, это программа «Доступное жилье» и ипотечные программы; с другой – строительство объектов торжества олимпийского духа – 2014 и развитие игорной зоны «Азов-сити». Аналитики ГК «Интерлизинг» считают, что через три года строительный рынок вырастет в шесть раз. Расширению сегмента будет способствовать проблема замены старых фондов.
И все же, несмотря на низкий рейтинг, лизинг на Дону развивается быстрее, чем любая другая отрасль экономики. Его показатели делают эту сферу одной из наиболее быстрорастущих и многообещающих финансовых индустрий. Пожалуй, единственным барьером для развития отрасли сегодня является невысокая ликвидность лизингового имущества. Именно это останавливает инвесторов и зарубежных игроков, которые хотели бы попасть в регионы.