Страховщики снова попытаются ужесточить наказание за угон. Накануне президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль заявил о том, что в ближайшее время на рассмотрение правительства повторно будет вынесен вопрос о принятии поправок в Уголовный кодекс РФ, предусматривающих ужесточение ответственности за угон автомобилей. Два года назад попытка внести подобные изменения в законодательство уже была предпринята с целью исключения самого понятия «угона», который предлагалось считать «хищением имущества». Однако тогда соответствующий законопроект так и не был принят.
Возвращаясь к событиям двухлетней давности, депутат Государственной думы РФ и президент Всероссийского союза страховщиков Александр Коваль отметил: «Несмотря на то, что наличие проблемы автоугона было признано всеми, наше предложение о разработке соответствующего законопроекта в правительстве так и не поддержали. Среди аргументов указывалось, что наказание не способствует сокращению количества тех или иных преступлений, а также то, что исправительные учреждения и без того переполнены».
По словам Александра Коваля, действующее законодательство требует от стороны обвинения не только установления самого факта проникновения в автомобиль, но и доказательства намерений хищения транспортного средства, что на практике оказывается достаточно сложным. В результате угонщики нередко отделываются по итогам судебных разбирательств двумя годами условного срока.
«Это – не мера, – считает руководитель представительства Всероссийского союза страховщиков в Южном федеральном округе Юрий Кулик, – потому что угонщики, чья вина так и не была доказана, впоследствии разрабатывают новые схемы хищения автомобилей, и тогда ни машину, ни преступника зачастую просто невозможно отыскать. Я считаю, что проблема угонов – антисоциальная в принципе, а значит, и наказание злоумышленники должны нести куда более серьезное, чем сегодня. Насколько жесткими должны быть меры – не нам судить. Обобщение существующего российского и мирового опыта и разработка соответствующих критериев оценки – это задача наших законодателей. Главное, чтобы наказание не оказалось в итоге профанацией, оно должно нести своего рода профилактическую функцию. Вот, например, после внесения новых требований по наложению штрафных санкций на водителей за ремни безопасности, много людей ездит не пристегнутыми? И штраф-то невелик – 500 рублей всего, однако правила все соблюдают».
Статистика показывает, что только в январе–феврале 2008 года на Дону было зарегистрировано 165 фактов угона автотранспорта, правда, по словам инспектора отдела пропаганды УГИБДД ГУВД по Ростовской области Раита Фатхутдинова, это на 11% меньше показателя аналогичного периода прошлого года (187 случаев).
«В первые два месяца 2008 года число краж автотранспорта в области снизилось почти в два раза: с 39 до 29 случаев. Фактов неправомерного завладения транспортным средством зарегистрировано почти столько же, сколько в январе–феврале прошлого года, то есть в 2008 – 142 случая, в 2007 году – 148», – рассказал Раит Фатхутдинов.
В то же время он отметил, что число задержаний угнанных автомобилей в последнее время снизилось. «С начала года в регионе обнаружено 105 угнанных автомобилей, а это примерно на 25% ниже прошлогодних показателей», – уточнил представитель отдела пропаганды УГИБДД ГУВД по Ростовской области.
Безусловно, проблема автоугонов больно бьет хозяев машин и по сердцу, и по карману. Но еще больше, с точки зрения бизнеса, страдают страховые компании, вынужденные выплачивать в огромных размерах страховые возмещения своим клиентам.
«В последнее время и в России, и в нашем, Южном федеральном округе угоняют очень серьезные и дорогие модели авто. Вот, например, недавно в Москве был угнан Maybach стоимостью около 450 тысяч долларов. Можно представить, в каком размере страховое возмещение придется выплатить компании-страховщику за эту машину. Я считаю, что в отношении угонщиков на законодательном уровне должны быть прописаны регрессные требования, чтобы преступники выплачивали средства из собственного кармана за нанесенный в результате угона автомобиля ущерб», – подытожил Юрий Кулик.