Бизнес Факторинг: искусство потребления

Факторинг: искусство потребления

Понятие «факторинг» появилось в России более 15-ти лет назад. Сегодня этот продукт уже не является экзотичным, хотя в нашей стране он пока не столь популярен, как на Западе. Тем не менее с каждым годом отечественные компании все чаще обращаются к услугам

" src=

Понятие «факторинг» появилось в России более 15 лет назад. Сегодня этот продукт уже не является экзотичным, хотя в нашей стране он пока не столь популярен, как на Западе. Тем не менее с каждым годом отечественные компании все чаще обращаются к услугам факторинга и рассматривают его как один из важнейших инструментов своего бизнеса. За последнее десятилетие количество факторинговых компаний в мире увеличилось почти в три с половиной раза, их совокупный оборот – более чем в три с половиной раза.

В конце 90-х годов такие понятия, как «факторинг» и «договор факторинга» воспринимались в России как нечто малопонятное, но время престижное. Правда, услуги по финансированию оборотных средств расценивались потенциальными потребителями как возможность получить «легкие» деньги без залогового обеспечения. Коммерческие банки, обладающие необходимыми ресурсами, не стремились предлагать факторинг для малого и среднего бизнеса. Не только из-за трудозатратности и капиталоемкости его внедрения, но и из-за собственной консервативности.

Итак, что же такое факторинг? В общепринятом смысле – процедура финансирования поставщика в обмен на уступку долга покупателя за отгруженные товары или оказанные услуги. «Факторинг – это комплекс финансовых услуг, оказываемых финагентами (банками, факторинговыми компаниями) в отношении дебиторской задолженности клиентов. В частности, он включает в себя финансирование под уступку денежных требований к дебиторам, администрирование, риск-менеджмент, страхование и иные услуги», – рассказал начальник управления факторинга КБ «Москоммерцбанк» Сергей Рязанцев.

Проще говоря, банк или факторинговая компания выплачивает клиенту деньги за проданный товар вместо покупателя, а его долг взыскивает самостоятельно без участия продавца. Таким образом, бизнес последнего получает деньги, а фактор (банк или специализированная компания) – часть долга покупателя. Факторинг дает возможность поставщикам получать оплату за свои товары и услуги до их реализации конечному потребителю.

В международной классификации существует четыре группы продуктов:

  • факторинг без регресса («full» или «non-recourse factoring»);

  • факторинг с регрессом («recourse factoring»);

  • кредитование под условную уступку дебиторской задолженности, которое является конфиденциальным регрессным факторингом («invoice discounting»);

  • финансирование под уступку активов («assets based lending»). В данном случае, кроме уступки дебиторской задолженности, собственник активов может получить дополнительное финансирование от фактора, временно передав тому права на них.

Очертить круг проблем, которые решает факторинг, довольно сложно. Нехватка оборотных средств, ухудшение платежной дисциплины дебиторов, вынужденно консервативная кредитная политика, риски неплатежей контрагентов, отсутствие проверенных партнеров на новых рынках, проблемы с взысканием дебиторской задолженности – вот основные сложности, которые побуждают клиентов к тому, чтобы воспользоваться коммерческим факторингом. При этом, по словам председателя правления Национальной факторинговой компании Михаила Трейвиша, у проблемы есть множество вариантов решений: от финансирования до факторинга «под ключ», то есть получения полного комплекса услуг, включающего в себя управление дебиторской задолженностью, анализа дебиторов, установления лимитов и принятия компанией-фактором на себя рисков по поставкам.

«Если фирма преследует цель расширить географию продаж, круг покупателей и увеличить объем отгружаемой продукции, то наиболее подходящее решение – это «Полный Коммерческий Факторинг». Если же перед клиентом стоит вопрос, как ликвидировать кассовые разрывы, работая по поставкам с отсрочкой платежа, то ему больше подходит продукт «Факторинг-Финанс». В данном случае компания-фактор финансирует отправку товара в любой день после предоставления отгрузочных документов. Если же у торговой компании существует проблема, связанная с нехваткой профессиональных кадров в сфере риск-менеджмента, ей лучше воспользоваться услугой «Факторинг-Сигнал». При этом фактор предоставляет клиенту всю необходимую информацию и подбирает набор мероприятий для минимизации рисков. Если у поставщика нет уверенности, в том, что его дебитор заплатит вовремя, то продукт, подходящий ему в большей степени, – это «Факторинг-Гарант», – рассказал Михаил Трейвиш.

Использование факторинга наиболее эффективно для малых и средних предприятий, расширяющих объемы своих продаж или выходящих на новые рынки. Кроме того, факторинг может пригодиться и бизнесу, создаваемому «с нуля», испытывающему недостаток средств из-за несвоевременности поступления платежей от должников.

«Факторинг – это, по сути, разновидность кредитования. Хотя по международным стандартам он как комплексная финансовая услуга не подразумевает под собой обязательного финансирования клиента. Необходимо заметить, что львиная доля факторинга в России предоставляется именно с целью получения или выдачи денежных ресурсов на условиях отсрочки платежа», – отметил Сергей Рязанцев.

Если говорить о продуктовой специфике, то стандартный портрет клиента факторинговой компании следующий: это производители алкоголя и продуктов питания, строительных материалов, автозапчастей, мебели, фармацевтики, парфюмерии, косметики, бытовой химии, бытовой и цифровой техники (компьютеров, мобильных телефонов, цифровых фото- и видеокамер, MP3-плееров и так далее).

По словам Михаила Трейвиша, существует несколько способов восполнения недостающих средств извне. Однако для того, чтобы выжить в конкурентной борьбе на российском рынке товаров и услуг, а также по причине ограниченности финансовых ресурсов и молодости своего бизнеса, большинство отечественных компаний вынуждены поставлять продукцию на условиях длительной отсрочки платежа. При этом они рискуют, с одной стороны, не получить оплату своевременно, а иногда – и вообще без нее остаться. С другой стороны, отгрузив товар и не рассчитавшись за него, – лишиться средств для следующего цикла торговли или производства.

«Чтобы избежать подобных рисков, обращаться нужно не к кредиторам, а в факторинговую компанию, причем, в надежную и имеющую солидный опыт работы на непредсказуемом российском рынке финансов. Однако по сей день многие не совсем понимают суть факторингового финансирования, сопоставляя его с банковским овердрафтом или кредитованием», – посетовал председателя правления Национальной факторинговой компании.

Остается выяснить, как факторинг работает с дебиторской задолженностью. Представим себе такую ситуацию: производственная компания работает на условиях отсрочки платежа, ее офис находится в Ростове-на-Дону, а потенциальный покупатель – в Москве. Чтобы проверить надежность покупателя, ростовскому предприятию необходимо будет создать целый штат сотрудников, занимающихся исключительно проверкой честности будущих клиентов. Высококвалифицированных специалистов такого профиля в России на данный момент найти проблематично, а построение собственной системы источников и каналов сбора информации приведет к неожиданным и неоправданным расходам. С другой стороны, обладание актуальной информацией о реальном состоянии дел дебитора всегда может вовремя предостеречь от сделок, выгодных только на первый взгляд. И вот здесь самое время обратиться к специалистам, действующим по уже разработанным и проверенным схемам и методикам.

«Работа с дебиторской задолженностью в факторинговой компании – это экспертиза «дебиторки» и управление ею. Экспертиза подразумевает комплекс мер по оценке допустимого уровня кредитного риска коммерческого кредитования покупателей (например, оценка запрашиваемого кредитного лимита, мониторинг дебиторов по информационным базам или непосредственный выезд к ним с аудитом). Управление – система мероприятий, направленных на сокращение просрочек платежей дебиторов, включающая телефонные звонки, отправку писем-напоминаний, получение гарантийных писем, урегулирование вопросов, связанных с реструктуризацией задолженности. Таким образом, клиент платит за обработку документов и факторинговый сервис и получает взамен решение проблемы, связанной с нехваткой риск-менеджеров. Поставщику товаров не приходится самому заниматься сбором просроченной дебиторской задолженности, сокращаются просрочки платежей должников и расходы на использование собственных или заемных финансовых ресурсов. Плюс еще и в том, что фактор берет на себя разработку и реализацию концепции рационального товарного кредитования, обеспечивает полный географический охват сети дебиторов», – пояснил Михаил Трейвиш.

Приведем пример финансирования организаций путем факторинга. Предприятие поставляет покупателю товар с отсрочкой платежа на месяц. Чтобы, несмотря на это, получить деньги, оно подписывает пакет документов с факторинговой компанией, и ей сразу же перечисляют 90% от суммы поставки. Средства тут же пускаются в оборот, что дает возможность дополнительно заработать. После погашения долга, факторинговая компания возвращает оставшуюся сумму поставки. Оплата комиссии осуществляется на основании счета, выставляемого в конце отчетного месяца за оказанные услуги. Клиенту нужно лишь заплатить за обработку документов, факторинговый сервис и беззалоговое финансирование.

Необходимо отметить, что факторинг в среднем стоит дороже кредитования. Основным очевидным преимуществом проведения факторинговых операций является отсутствие необходимости закладывать имущество. «Важно и то, что факторинг – услуга адаптивная, то есть клиенту предоставляется возможность брать столько денег, сколько требует его бизнес. Кроме того, удобно, что финансирование осуществляется, по сути, по схеме «получил и забыл», поскольку возврат денег происходит в основном за счет поступлений от дебиторов, а контроль расчетов производит финансовый агент – компания-фактор», – подчеркнул начальник управления факторинга КБ «Москоммерцбанк» Сергей Рязанцев.

Всего в России насчитывается более 100 крупных банков и специализированных компаний, предоставляющих услуги факторинга. Среди крупнейших финансово-кредитных организаций, предоставляющих такие услуги, – UniCredit Bank, «МДМ-Банк», «Собинбанк», «НОМОС-банк», BSGV. Наиболее известные факторинговые компании – «Траст», Eurokommerz, «Национальная факторинговая компания».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем