Мы уже рассказывали, что в период частичной мобилизации под «призыв» могут попасть не только граждане в запасе, но и автомобили. Причем если в советское время подлежащие мобилизации машины регистрировались в военкоматах, то сейчас данные берутся из общей базы данных ГИБДД. Владельца такого автомобиля могут пригласить в военкомат для оформления документов, а затем при необходимости изъять машину. Правда, без объявления военного положения это возможно только для автомобилей, зарегистрированных на юридических лиц, но приглашать для регистрации частников могут и сейчас. Какие машины находятся в зоне риска?
Полный привод, блокировки и просвет 180+ мм
В приказе Министра обороны от 14 марта 2014 года № 151 перечислены категории автомобилей, которые предоставляются военным в установленных законом случаях, и среди легковушек под мобилизацию попадает категория M1G — внедорожники и некоторые кроссоверы. Первыми на ум приходят УАЗы и «Нивы», но на самом деле требования сформулированы достаточно размыто, например полный привод может быть как постоянный, так и отключаемый, а блокировка дифференциала как механическая, так и ее аналог (видимо, включая и электронные имитации за счет ESP). В остальном подъем в 30% может одолеть любой современный кроссовер, а просвет 200 мм под центром базы — и вовсе норма для этого класса. Этот параметр не нужно путать с просветом под низшей точкой машины, которой у легковушек обычно является защита картера. Таким образом, в теории мобилизовать могут и Renault Duster, и Suzuki Grand Vitara.
Другое дело, что вряд ли в этом есть смысл, поскольку ремонт и обслуживание армейской техники заточены в основном на УАЗы. Мы уже писали, какая ответственность грозит за неявку в военкомат.
А что еще могут мобилизовать?
Под мобилизацию попадают практически все типы автобусов (но не троллейбусы), грузовые автомобили, прицепы и широкий перечень специальной техники: автокраны, лесовозы, автомобили скорой помощи, пожарные машины, инкассаторская техника, автоцистерны и так далее. В целом же изымать автотранспорт удобнее у юридических лиц, обладающих большими автопарками, поэтому пока мы не видим признаков того, что процедура может коснуться частников. Однако законом подобное предусмотрено.
Вы задаете нам массу вопросов, и для вашего удобства мы создали справочник мобилизации.