Свершилось – штраф за непропуск пешехода увеличили. Теперь неуступчивым водителям придется заплатить до 2 500 рублей. Хорошо это или плохо – узнаем у экспертов.
Напомним, ранее штраф для водителя, не пропустившего пешехода, составлял 1500 рублей. Но на днях в третьем чтении был принят законопроект, вводящий вилку и увеличивающий максимальную сумму по этому же нарушению до 2 500 рублей. Не совсем понятно, при каких обстоятельствах автомобилист схлопочет максимальный штраф — авторы проекта указывают, что это будет зависеть от тяжести каждого конкретного инцидента.
— Необходимость усиления ответственности за непредоставление преимущества в движении пешеходам обусловлена неэффективностью действующих норм. Это подтверждается ростом количества возбужденных дел об административных правонарушениях данной категории, — отмечают авторы в пояснительной записке к законопроекту. — Кроме того, необходимо учитывать высокую степень общественной опасности данных нарушений.
Статистика аварийности в России действительно пугает. С начала года в нашей стране по вине водителей произошло почти 20 тысяч ДТП с пешеходами, в которых 1442 человека погибли и еще 19365 были ранены. Причем на пешеходных переходах оборвались жизни 627 бесколесных участников дорожного движения. В тоже время по вине самих пешеходов произошло меньше аварий: около 14 тысяч.
Как сообщает «Российская газета», во время рассмотрения законопроекта в третьем чтении далеко не все высказались за увеличение штрафа. Так депутат от ЛДПР заявил, что более суровое наказание для водителя может излишне расслабить пешехода. Такого же мнения придерживается и наш автоюрист Юрий Панченко.
— Новый штраф для водителей прибавит наглости пешеходам, — уверен Юрий.
В своей авторской колонке «Спасет ли пешеходов большой штраф» автоюрист приводит данные статистики, согласно которым и без ужесточения наказания для водителей количество наездов на людей в нашей стране уменьшается.
В противовес сказанному депутату от ЛДПР и Юрию Панченко — слова Вячеслава Лысакова, горячо поддержавшего «пешеходный» законопроект.
— Водитель защищен металлической оболочкой, а пешеход — нет, — цитирует «Российская газета» слова первого зампреда комитета по градостроительства и законодательству. — Штрафы повышаются не для того, чтобы кто-то наживался, а для защиты пешеходов. Если это спасет хотя бы одну жизнь, то ужесточение ответственности будет оправдано.
Опасения у автомобилистов вызывает и достаточно спорная трактовка правила, обязывающего предоставлять преимущество пешеходам. Нередко инспекторы карают водителей, проехавших зебру, по которой шел человек, даже если от него до машины были десятки метров. А между прочим, в условиях мегаполиса такое беспрекословное следование конкретно этому правилу провоцировало бы серьезные и длительные заторы на дорогах. Подробнее об этой дилемме мы писали в материале «Уступить или нет: как автомобилистам избежать штрафа за непропуск пешехода».
Еще один аргумент, к которым прибегают водители, обиженные повышением штрафов: пешеходы и сами нередко пренебрегают правилами и собственной безопасностью. Причем в случае ДТП основная тяжесть ответственности ляжет все-таки на автомобилиста, ведь он управляет источником повышенной опасности. Проще говоря, если под колеса попадет человек, выскочивший на дорогу в неположенном месте, заплатить за переломанные ноги пешему нарушителю придется все-таки водителю.
Есть всего несколько случаев, когда автомобилист может быть освобожден от возмещения вреда бесколесному участнику движения: подробнее о них и о ситуации в целом — в материале «Сбитый пешеход: как компенсировать ущерб». По мнению Юрия Панченко, такое положение ведет к тому, что в подсознании пешехода укореняются несколько ошибочных выводов, которые могут привести к трагедии:
что бы ни произошло, всегда виноват водитель;
раз виноват водитель, то мне будет не больно;
раз мне будет не больно, то где хочу, там и хожу.
— Де-факто пешеходы всю ответственность за свои жизни переложили на чужого дядю — водителя, — подытожил автоюрист.
Бывают и случаи, когда водители через суд добиваются от сбитых ими пешеходов-нарушителей возмещения ремонта автомобиля. Но сделать это не так просто.
Еще один страшный аспект такой ситуации — груз вины, который ложится на водителя машины, под колеса которой прыгнул неадекватный пешеход. Сразу вспоминается ДТП, произошедшее в прошлом году на дороге в Челябинске. В марте 2016 года на проспекте Победы за пять минут произошло сразу два наезда на одного и того же автомобилиста. И если бы не видео, пешехода можно было бы принять за несчастную жертву водителей-лихачей.
На представленных выше кадрах пешеход сперва топчется на газоне у дороги. Как только с местом, где он стоял, поравнялся Nissan X-Trail, мужчина с наскоку врезался в его правую переднюю часть. Сильный удар подбросил пешехода в воздух, после чего он рухнул у бордюра. Спустя пару минут, пока ошеломленный водитель Nissan вызывал ГИБДД и скорую, этот же пешеход, поднявшись на ноги, прыгнул на еще один проезжающий мимо автомобиль. Чем такая ситуация опасна для автомобилистов — в материале «Почему стоит бояться пешеходов-прыгунов?».
Напомним также, что для пеших нарушителей ПДД наказание также предусмотрено: 500 рублей по статье 12.29 КоАП РФ. Но достаточно ли это для их повышения сознательности? Напомним, из-за собственной неосторожности на дорогах России в этом году погибли уже 2344 пешехода. И свыше 11 тысяч были ранены.
Необходимо ли повышение штрафа за непропуск пешехода?
Марина Фомина