Забавная история: доверившись навигатору, как самой себе, дама с четырьмя детьми на внедорожнике Lexus (что само по себе звучит многообещающе) умудрилась заехать в такую глушь, что спасателям понадобилось пять часов на вызволение ее из снежного плена в 50 км от места назначения. Как она там оказалась? Да просто навигатор повел ее по короткому пути.
Мне часто приходится ездить с навигатором во время иногородних тест-драйвов, причем почти всегда я оказываюсь в положении чайника, который не знает ни местности, ни особенностей конкретного навигатора. И верит ему как Первому телеканалу, до целования в экран.
Не соврать, но в 80% тест-драйвов навигатор обязательно подкладывал мне свинью. Вот типичные приколы, о которых полезно знать.
1. Прокладка короткого маршрута. Если выбраны настройки «Короткий маршрут», да еще разрешено прокладывать путь по любым типам дорог, навигатор поведет вас партизанской тропой, вдоль которой стоят кресты в честь тех, кто сгинул здесь ранее. Стараюсь выбирать в настройках «Быстрый маршрут» и запрещаю использовать грунтовки, если, конечно, искомая точка не находится в лесах.
2. Идиотские срезки маршрута. Это разновидность первой проблемы: едешь-едешь по федеральной трассе, и тут навигатор с располагающей улыбкой советует съехать направо. Километра три ты плутаешь по деревням, рискуя раздавить гуся и быть повешенным на амбарных воротах, и вдруг – аллилуйя! – впереди широкая дорога. Выезжаешь на нее, как до тебя доходит, что в 300 метрах перекресток с той федеральной трассой, с которой навигатор согнал тебя ради оптимизации маршрута.
3. Трудности перевода. В России это не так заметно, но в Европе дорожная сеть очень густая, поэтому иногда перекрестки натыканы с 50-метровым зазором и внешне напоминают распятых осьминогов. Соответственно, очень важно разобраться в терминологии, которую использует навигатор, чтобы отличать требование «Повернуть налево» от совета «Держаться левее» или «Выбрать третий съезд направо», что на круговом движении может означать поворот налево. В Праге мы как-то раза четыре проехали по замкнутой петле, прежде чем я увидел в промежутке между основной дорогой и съездом на большую парковку неприметный огрызок дороги, уходящий в подземный тоннель чуть левее основной дороги – навигатор и требовал от нас «принять левее».
4. Бывает, навигатор просто не знает данного участка дороги: по его мнению, ты едешь по «зеленке» или дну озера (убедитесь, что это не так). Но это полбеды: тут ты хотя бы понимаешь, что навигатор запутался. Хуже, когда он не знает дороги, но привязывается к параллельному направлению (в основном настройки навигатора разрешают привязку, чтобы маркер автомобиля всегда находился на дороге). Таким образом, он ведет тебя, думая, что ты находишься совсем в другом месте, и подлог выясняется, как правило, на ближайшем крупном перекрестке.
5. Круговое движение. Не знаю, почему возникают такие эффекты, но время от времени навигатор водит тебя по одной и той же петле, регулярно возвращая в исходную точку. И как не куролесь, искомый объект все равно вне зоны доступа. Иногда ты сам не заметил нужного съезда (как в моем примере из Праги), но бывает, что подъезд к нужной точке просто отсутствует, хотя навигатор тщетно пытается довести прямо до нее.
6. Въезд под запрещающие знаки. Не всегда навигаторы адекватно разбираются в организации дорожного движения, например, могут завести на одностороннюю дорогу «против шерсти» – последний подобный инцидент у меня случился в Москве.
Напоследок скажу так: даже с учетом всех нюансов от навигатора больше пользы. Но его следует дополнить двумя вещами: здравым смыслом и альтернативной картой. Первый не позволит съехать на полигон для испытания танков с автомагистрали, потому что навигатору так веселее. Карта же даст общее понимание местности, причем лучше изучить ее до поездки, чтобы хоть в общих чертах представлять маршрут. Иначе может случиться, как с этой дамой из Бельгии, которая отправилась на железнодорожную станцию под Брюсселем в 60 км от своего дома, а очнулась только в Загребе (Хорватия), проехав лишние 1400 км. А потом столько же обратно. Возможно, она до сих пор там ездит, в полной уверенности, что электроника не ошибается.
Фото: Фото автора