Пешеходы – такие же полноценные участники движения, как и автомобилисты. Однако в Ростове водители считают, что пешеходам не нужно уступать дорогу. Более того, многие автовладельцы пренебрежительно к ним относятся. При этом, как считают эксперты, в большинстве случаев ДТП виноваты сами пешеходы.
Согласно данным региональной Госавтоинспекции, с начала года на территории Ростовской области инспекторами ДПС привлечены 22 933 водителя транспортных средств, которые не предоставили преимущества в движении пешеходам на пешеходных переходах. Пешеходы являются наиболее уязвимой категорией участников дорожного движения. В связи с этим предупреждение дорожно-транспортных происшествий с их участием является одним из приоритетных направлений деятельности Госавтоинспекции.
Так, за девять месяцев текущего года с участием пешеходов зарегистрированы 1029 ДТП, что на 1,3% меньше, чем за аналогичный период прошло года, в которых 139 человек погибли и 932 ранены.
Пешеходы, будучи уверенны в своей безнаказанности, нарушают Правила дорожного движения гораздо чаще, чем водители. Виноваты в подобных ДТП как водители, так и сами пешеходы. Во-первых, автомобилисты часто не соблюдают скоростной режим, соответственно, не успевают вовремя остановиться перед внезапно выбежавшим на дорогу человеком. Во-вторых, пешеходы в большинстве своем игнорируют запрещающий сигнал светофора и часто переходят проезжую часть в неустановленных местах. Наказать нерадивых граждан сложно, потому что факт нарушения зафиксировать сложно, да и штрафы небольшие.
Ответственность за ДТП с участием пешеходов практически полностью возлагается на водителей за исключением тех случаев, когда автомобилист физически не мог избежать столкновения. «Автомобиль является источником повышенной опасности, соответственно, в большинстве случаев в произошедших с пешеходами ДТП будет виноват водитель транспортного средства», – поясняет ростовский автоюрист Михаил Езерский. Закон написан таким образом, что даже в незначительных случаях наезда на пешехода будет виноват автомобилист.
Ступая на зебру пешеходного перехода, пешеход считает себя защищенным законом. Однако неправильная оценка пешеходами своей собственной видимости на дороге водителями автомобилей и невнимательность самих граждан подчас приводит к трагическим последствиям, поэтому водителям нужно быть особо осторожными при проезде пешеходных переходов.
В соответствии с Правилами дорожного движения пешеход имеет право выходить на проезжую часть лишь в том случае, если он не мешает дорожному движению. Человек, выходя на дорогу, обязан повернуть голову сначала налево, затем, дойдя до разделительной полосы, посмотреть направо, чтобы убедиться в отсутствии машин. Кроме того, если на дороге несколько полос движения, пешеход должен отслеживать автомобили в каждом из них. Очень часто на трех-четырехполосных дорогах человек ступает на зебру, автомобили в крайнем правом и среднем рядах останавливаются, и он уверенно идет по дороге. Но в крайней левой полосе водитель может не увидеть пешехода. Левый крайний ряд наиболее скоростной, поэтому последствия могут быть необратимы.
Водитель и пешеход находятся в неравных условиях перед законом. Даже если водитель не нарушил ни одного пункта ПДД, но сбил человека, его могут признать виновным в случае, если у него была возможность избежать аварии.
Фото: Фото ГК Rugion