После провального для автомобильного рынка начала года в мае статистика понемногу начала выправляться. Однако несмотря на это, число проданных автомобилей все равно становится меньше: за пять месяцев в России было продано около 642 тысяч автомобилей, в то время как в 2014-м за это же время хозяев нашли более миллиона «железных коней». Получается, что падение составило без малого 38%. При этом участники рынка заявляют, что не готовы продолжать скидочные программы и готовятся повышать цены на автомобили уже к концу лета.
Желающие приобрести автомобиль несколько расслабились, цены с начала года упали до 30%, причем подешевели и автомобили премиум-сегмента. Однако специалисты советуют поторопиться, «провальные» летние месяцы заканчиваются, а это значит, скоро повысится спрос, и подорожание не заставит себя ждать.
«Конечно, лето для продаж – самое застойное время. Дешевеет и недвижимость, и "движимость" – автомобильные салоны вынуждены делать неплохие скидки, чтобы клиент шел и приносил хоть какую-то прибыль. Осеннее поднятие цен – это стандарт, не зависящий от кризисных условий: людям на зиму нужны автомобили, и они готовы их покупать за любые деньги», – рассказывает сотрудник одного из ростовских автосалонов Александр Лычев.
Скидки на автомобили премиум-сегмента являются вынужденной мерой – производители стараются не допустить скопления избыточного количества авто на складах. Исполнительный директор аналитического агентства «Автостат» Сергей Удалов планирующим приобрести автомобиль советует сделать это сейчас. Эксперт не исключает, что возможно повторение сценария начала 2015 года, когда стоимость многих иномарок подскочила на 20-40%. Приобретение автомобиля в нынешней ситуации – это решение для тех, кто уверен не столько в экономической ситуации, сколько в самом себе, так как предсказать динамику курса рубля практически невозможно. «Сейчас рубль снова слабеет. Если динамика сохранится, можно ожидать роста стоимости машин практически по всем сегментам», – подытожил Сергей Удалов.
К тому же, согласно данным «Автостата», снизился импорт автомобилей в Россию. За шесть месяцев текущего года юридическими лицами было ввезено 154 тысячи новых легковых автомобилей, что на 54% меньше, чем за аналогичный период 2014 года. «Десятка» марок-лидеров обеспечивает более 80% импорта. Первое место по итогам полугодия удерживает Toyota (38 тысяч штук; -30,5%), на втором – Mercedes-Benz (20,8 тысячи штук; -21,3%), на третьей позиции – Hyundai (17,3 тысячи штук; -43,5%).
Однако до конца 2015 года 20 миллиардов рублей будет выделено на программу поддержки спроса на автомобильном рынке. Средства направляются прежде всего на программу обновления парка, программу льготного кредитования и программу льготного лизинга. «Бюджетная эффективность данных программ составляет 1,65: только НДС и акцизов будет собрано в бюджет в этом году в размере 52 миллиардов рублей. Если говорить о статистике, то уже продано 274 895 машин в рамках данных мер господдержки, из них 192 830 автомобилей – по программе обновления парка, 103 500 штук – по программе льготного автокредитования и около 11 000 – по программе льготного лизинга», – отмечает министр промышленности и торговли Денис Мантуров.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com