Региональные российские банки просят Министерство внутренних дел обязать сотрудников Госавтоинспекции проверять, находится ли машина в залоге у банка. Соответствующее письмо банкиры уже направили главе ведомства Владимиру Колокольцеву.
Банкиры предлагают гаишникам в обязательном порядке проверять кредитную историю при снятии и постановке авто на учет в едином залоговом реестре нотариата. Эта проблема связана с тем, что иногда заемщики банка перепродают кредитный автомобиль другим людям, а те, в свою очередь, ничего не подозревают.
По словам президента Ассоциации региональных банков России Анатолия Аксакова, злоумышленники снимают кредитную машину с учета, несмотря на то, что оригинал паспорта транспортного средства находится в банке (в ГИБДД они получают дубликат, ссылаясь на утерю), далее продают заложенные авто и скрываются. По оценкам Аксакова, клиенты банков неправомерно продают едва ли не каждый 10-й взятый в кредит автомобиль. Если в реестре есть запись о залоговом обременении, а письменного согласия банка на продажу автомобиля на руках у заявителя нет, то регистрационное действие будет приостановлено.
В Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России заявили, что данное предложение будет рассмотрено и вынесено решение. Сейчас на сайте ГИБДД есть сервис проверки автомобилей онлайн. Тут можно узнать, находится ли автомобиль в розыске или обременен, например, судебными запретами, но «информация о транспортных средствах, находящихся в залоге, посредством данного сервиса в настоящее время не предоставляется». Автоюристы убеждены, что МВД не нужно придумывать сложных схем, а следует сделать уже действующий сервис полноценным.
Планируется, что проверка кредитной истории будет проводиться за счет покупателей. На данный момент такая проверка на сайте Reestr-zalogov.ru, на основе которого планируется создать новую базу, стоит 1,2 тыс. рублей за информацию о каждом заложенном автомобиле (600 рублей за возникновение и 600 рублей за прекращение залога). Минэкономразвития РФ поддерживает предложение банкиров, но рекомендует оценить последствия, которые могут отразиться на добропорядочных автовладельцах.
Ранее в России предлагалось создать единый сервис проверки автомобилей. Была ли машина бита, в угоне или сколько у нее было владельцев, россияне могли бы узнать при помощи специального сервиса. Но пока развития эта идея не получила.
Идея создания единой базы данных автомобилей не нова. Благодаря бурному развитию Интернета, в США уже давно есть такой сервис, известный любому владельцу импортированной из Штатов машины. С помощью Carfax, к примеру, автор этих строк в свое время убедился в том, что его Ford действительно не участвовал в авариях в США, эксплуатировался в южных штатах и вовремя проходил все ТО у официального дилера. Также сервис предоставил фотографии с площадки американского аукциона – обнаруженные на них мелкие дефекты на кузове и сравнение с текущим состоянием позволили сделать вывод, что машина не была в ремонте и после попадания в нашу страну.
К большому сожалению, в России любой автомобиль, покинувший ворота дилера, тут же становится невидимкой. Несмотря на то, что уже несколько лет все ДТП попадают в базу данных ГИБДД, получить к ней доступ простым смертным было невозможно. Более того, при попытке поставить купленный автомобиль на учет новоиспеченный владелец часто получает сюрприз в виде заинтересованности судебных приставов имуществом бывшего владельца.
Фото: Фото из архива ГК Rugion