Плохие дороги практически стали визитной карточкой России. Ежегодно дорожники ремонтируют тысячи километров дорог, но ям на федеральных трассах меньше не становится. Виновниками появления выбоин на дорогах российские власти назвали грузовики и предложили взимать с водителей-дальнобойщиков деньги на ремонт.
Представители федеральное казенное учреждение «Росдормониторинг» на слушаниях в Общественной палате заявили о том, что урон, который ежегодно наносится государству из-за разрушения дорог, составляет 2,5 триллиона рублей. По данным ведомства, основными разрушителями дорог являются большегрузы, которые осуществляют перевозки с превышением установленных нормативов.
В связи с этим российское правительство поручило Министерству транспорта подготовить проект введения оплаты за проезд для грузовиков массой более 12 тонн. При этом плату предлагают взимать не только за проезд по федеральным трассам, но и по региональным и межмуниципальным дорогам.
Как пишет газета «Известия» со ссылкой на источники в Минтрансе, по предварительным расчетам, сборы с грузовиков массой более 12 тонн только за проезд по федеральным дорогам составят порядка 100 млрд рублей в год. При этом введение сбора на региональных и муниципальных дорогах позволит собрать дополнительно около 300 млрд в год. Ранее планировалось, что плату за проезд для грузовиков введут в конце прошлого года, но этого не произошло. Систему не успели разработать, поэтому перенесли на год.
Планировалось, что с 1 ноября 2014 года владельцы грузовиков массой свыше 12 тонн должны платить за проезд каждого километра дорог федерального значения по 3,5 рубля. Таким образом компания «Росавтодор» ежегодно хотела собирать с дальнобойщиков порядка 160 миллиардов рублей, которые пойдут на ремонт федеральных трасс. Подобная практика широко распространена во многих европейских странах, где дальнобойщики платят за проезд по главным автомагистралям.
В «Росавтодоре» даже предлагали способ взимания денег с водителей. Предлагалось создать специальную автоматизированную систему. В кабину каждой машины хотели устанавливать датчик системы GPS/ГЛОНАСС, который бы определял маршрут движения грузовика. Ожидалось, что фуры оснастят устройством за счет государства, а следить за передвижением машин будет компания-оператор.
Ранее к компании-оператору предъявлялись требования по обслуживанию федеральных трасс. В «Росавтодоре» полагают, что водители фур ради экономии будут выбирать вместо федеральных региональные трассы, что приведет к повреждению региональной инфраструктуры, поэтому в очередном предложении решено взимать плату за поезд с грузовиков по любым российским дорогам.
Кроме того, в новый проект хотят включить и небольшие грузовики. По данным Министерства транспорта РФ, если добавить сборы с 3,5-тонных авто, это позволит собрать в бюджет еще около 400 млрд рублей. В целом сборы за ущерб дорожному полотну могут вырасти до 800 млрд рублей в год.