В ближайшие три года цены на бензин в России могут значительно вырасти из-за грядущего запрета топлива класса «Евро-3» и повышения ставки акцизов «Евро-4» и «Евро-5».
В первую очередь подорожание бензина будет связано с повышением ставки акцизов на класс бензина «Евро-5». Кроме того, уже в этом году бензин может подорожать на 13-14%, значительно обогнав уровень инфляции. Тем не менее правительство обещает следить за тем, чтобы топливо дорожало постепенно, без скачков.
По прогнозам ряда экспертов, через два года ситуация с бензином в стране может усугубиться, а дефицит топлива может увеличиться вдвое. Казалось бы, Россия – один из крупнейших производителей нефти, откуда в нашей стране может взяться дефицит бензина? Все дело в том, что качество самого бензина в стране оставляет желать лучшего.
В частности, Минфин предлагает в 2016 году поднять ставки акцизов на «Евро-5» до уровня ставок на «Евро-4» на 2015 год. Конкретные значения еще не называются, однако исходя из действующих к 2016 году, налоговая нагрузка на бензин класса «Евро-5» вырастет вдвое – с 5143 рублей до 10 358 рублей за тонну. Так же введение более жестких экологических стандартов вызовет дефицит топлива в стране. Если российская нефтеперерабатывающая промышленность в кратчайшие сроки не модернизирует свои мощности для производства бензина класса «Евро-5», то дефицит топлива через два года вырастет в 70 раз.
«Запрет класса «Евро-2» и «Евро-3» – это всего лишь одна из косвенных причин повышения стоимости бензина. Из-за того, что в России основные производители не смогут сразу перейти на выпуск более качественного топлива, бензин класса «Евро-4» и «Евро-5» будут ввозить из Белоруссии, чтобы перекрыть дефицит нефтепродуктов», – поясняет исполнительный директор ОАО «Ирбис» ростовской сети АЗС «Прогрес» Александр Минко. По его мнению, основной причиной подорожания бензина станет повышение акцизов, но цены вырастут постепенно.
Например, если в 2013 году нехватка собственного топлива в стране составит лишь 53,7 тыс. тонн, то к 2015 году речь будет идти уже о 3,7 млн тонн. Это будет связано в первую очередь с введением более жестких экологических стандартов. С 2015 года предполагается ввести запрет на продажу бензина класса «Евро-3», а с 2016 года – и «Евро-4», что заставляет нефтяные компании модернизировать производство. Модернизация также отразится на конечном потребителе бензина. «У нас скоро не останется второго и третьего классов Это была стимулирующая мера, чтобы как можно быстрее переходить на высококлассные бензины и как можно скорее отказываться от второго и третьего классов. Мы говорим о том, чтобы постепенно повышать ставку», – заявил министр финансов Антон Силуанов.
В долгосрочной перспективе, если не модернизировать производство, то нас ждет неминуемое подорожание топлива. Что же касается текущих потребительских цен, то по итогам прошлого месяца бензин в не подорожал, а наоборот, цена снизилась. Так, по данным Росстата, за неделю с 22 по 28 апреля 2013 года потребительские цены на автомобильный бензин уменьшились на 0,2%. В Ростовской области цены на бензин оказались даже ниже средних по стране. В Ростове-на-Дону на прошлой неделе стоимость литра 95-го бензина в среднем составляла 30 рублей 67 копеек, что на 46 копеек ниже, чем в целом по стране.
Фото: Фото с сайта Vipremontauto.ru