В среде автомобилистов поговаривают об организации акций протеста и применении лондонских методов «диалога». Ростовские автовладельцы сообщают о резком скачке цен на топливо на заправках в Ростове. При этом стоимость бензина в РФ за минувшую недель выросла, по официальным данным, на 0,8%, и независимые эксперты предрекают, что черные дни водительских кошельков еще впереди.
Резкий скачок стоимости бензина на ростовских заправках сегодня фиксируют автомобилисты. По данным автовладельцев, на точках «Роснефти» АИ-95 продавался по 28,4 рубля за литр, на АЗС ТНК-ВР литр 95-го «Пульсара» стоил 29,4 рубля. «На рубль скаканул, был 28,4 рубля», – сообщил корреспонденту 161Auto.ru Игорь на Daewoo Nexia.
На автомобильных форумах – другие, не более радостные цифры: также на ТНК 92-й по 26,2 рубля, «Пульсар-92» – 26,8 рубля, обычный 95-й – 28,8 рубля. При этом психологическую отметку в 30 рублей, по сведениям автовладельцев, бензин в Ростове преодолел в первых числах августа: на «Газпроме» на улице Шолохова зафиксировали именно эту стоимость литра 95-го. Официальные органы статистики также отмечают рост стоимости топлива, хотя и не такой сильный: по данным Росстата, за неделю с 1 по 8 августа бензин в стране подорожал на 0,8%, дизтопливо – на 0,7%.
При этом Ростов-на-Дону выглядит весьма неплохо на общероссийским фоне: средняя стоимость литра бензина здесь составила 25 рублей 78 копеек – в целом по России он на 10 копеек дороже. Правда, прогнозы экспертов неутешительны: с декабря 2010 года горючее подорожало почти на четверть, а дальше... С сентября стоимость горючего будет расти каждую неделю на 0,3%, а в целом к концу года подорожает на 20% – эти прогнозы приводит «Российская газета».
Нефтяники объясняют рост стоимости бензина иногда чересчур экстравагантными способами: по одной из версий, в росте цен виноваты сами россияне, которые приобретают все больше автомобилей. Топлива на всех не хватает, возникает дефицит, цена растет. В Перми антимонопольщики привели не менее любопытное обоснование от ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтепродукт»: цены были повышены для того, чтобы потребители других регионов не скупили бензин в Перми, сообщает РБК со ссылкой на руководителя регионального управления антимонопольной службы Дмитрия Махонина.
Однако если говорить серьезно, то главная причина дефицита, единогласно считают нефтяники, – повышение акцизов на бензин. При этом снижать акцизы власти, которые обещали россиянам сделать все для того, чтобы стоимость топлива не «кусалась», не планируют. Вместо этого чиновники хотят запретить компаниям, чьи сети АЗС занимают более 50% на рынке, строить новые заправки.
«В регионах, где доминирует одна нефтяная компания, цены на топливо на два–пять процентов выше по сравнению с соседними регионами, где конкурирует значительное количество АЗС на розничном рынке, – заявил в интервью федеральным изданиям заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы России Анатолий Голомолзин. – После того, как закон начнет активно применяться в тех регионах, где сейчас доминирует одна компания, войдут другие нефтяные компании. Во-вторых, появится дополнительный потенциал для развития независимых АЗС. Если раньше вы видели заправки одного цвета, то в будущем у вас в глазах будет рябить от этих заправок. И самый приятный нюанс – от возникшей конкуренции цены на топливо снизятся».
Пока же в глазах у автовладельцев рябит от другого – ценников на АЗС. Рябит до такой степени, что даже среди внешне спокойных ростовских водителей – город, кстати, не принял участие в прошедшей 4 августа Всероссийской акции протеста против роста цен на ГСМ – зреет недовольство. На автофорумах обсуждается возможность эскалации в регион лондонских методов «диалога» с властями или же проведения более мирных акций протеста – к примеру, митингов. В ходе онлайн-конференции на сайте 161.ru на непростой вопрос горожанина, который подписался Алексеем, пришлось отвечать и главному антимонопольщику региона.
«Совсем не так давно в обществе активно обсуждалась мысль, что цена 20 рублей за литр бензина – это психологическая отметка, после которой по стране прокатятся «бензиновые бунты». Смешно, правда? И вот я наблюдаю, что цена наиболее популярного 95-го мягко переваливает за отметку 30 рублей. Вопрос простой: чего ждет ваше уважаемое ведомство? Когда водители начнут громить заправки? Или вам достаточно, чтобы разгромили офис УФАС? Может, что-то другое?», – вопрошал Алексей.
«Разгром офиса УФАС не поспособствует снижению цен на бензин, а сыграет на руку нефтяным компаниям, так как в ходе «разгрома» могут повредиться или пропасть дела, возбужденные в отношении нефтяников», – направил разговор в мирное русло руководитель Ростовского УФАС Вадим Корнеев, добавив, что в настоящее время возбуждено два дела о злоупотреблении доминирующим положением представителей нефтяных компаний ЗАО «ТНК Юг Менеджмент», а также ООО «ЛУКОЙЛ-Нижневолжскнефтепродукт» и ЗАО «РН-Ростовнефтепродукт».
«В ходе проведенной Ростовским УФАС России проверки обоснованности повышения цен на бензин автомобильный и дизельное топливо в Ростовской области во втором квартале 2011 года были выявлены признаки установления представителями вертикально интегрированных нефтяных компаний (ВИНК) монопольно высоких цен на мелкооптовом рынке нефтепродуктов Ростовской области. Также в действиях вышеуказанных компаний усматриваются признаки создания искусственного дефицита нефтепродуктов на мелкооптовом рынке, который приводит к повышению розничных цен на автомобильный бензин и дизельное топливо на автозаправочных станциях Ростовской области», – рассказал Вадим Корнеев. О результатах разбирательства ростовчан обязательно проинформируют, подчеркнул он.
«В целом могу сказать, что основной причиной роста цен является поведение общероссийских ВИНКов: «Лукойл», «Роснефть», «Газпром», «ТНК-BP». У местных нефтетрейдеров есть небольшой "коридор для хулиганства"», – резюмировал эксперт.
Фото: Иллюстрация с сайта Forma2plus.biz