Авто «Японцы» станут редкостью?

«Японцы» станут редкостью?

Последствия мартовских землетрясений и цунами в Японии докатились до России. Завод Nissan под Петербургом намерен на пять дней остановить производство из-за нехватки комплектующих. Эксперты считают, что пик «афтершоков» придется на лето...

Последствия мартовских землетрясений и цунами в Японии докатились до России. Завод Nissan под Петербургом намерен на пять дней остановить производство из-за нехватки комплектующих. Эксперты считают, что пик «афтершоков» придется на лето, однако автомобильные марки пострадают в разной степени.

Японские автопроизводители сокращают объемы производства из-за нехватки автокомпонентов. По последней информации, Honda Motor работает в половину своей мощности, и такие объемы выпуска сохранятся до конца лета. Toyota Motor на японских заводах в марте выпустила почти на 63% меньше машин, чем годом ранее, а в мировых масштабах объемы сократились на треть. Suzuki с 11 апреля перешли на одну рабочую смену и используют имеющийся запас комплектующих. Subaru также объявили об ограниченном производстве автомобилей на неопределенный период. Чтобы синхронизировать графики выпуска машин и поставки комплектующих, завод Nissan под Петербургом будет приостановлен на пять дней – с 30 мая по 3 июня. При этом никто из производителей не может спрогнозировать дальнейшую судьбу: все упирается в темпы восстановления предприятий-поставщиков.

В официальных сообщениях японских автоконцернов говорится, что производство восстановлено – у кого-то на всех предприятиях, у кого-то – за исключением одной-двух площадок. Но с очень значимой поправкой: выпуск машин продолжается дозированно. Например, c 18 апреля возобновили свою работу все японские предприятия Toyota, но с объемами производства в 50%. Дальше июня компания не рискует делать предположения: «Решение о дальнейших планах по производству автомобилей на заводах «Тойота Мотор Корпорэйшн» и дочерних компаний в Японии будет принято, исходя из ситуации с поставками автокомплектующих», – говорится в пресс-релизе.

В течение прошлого месяца, когда Япония оказалась в центре природного катаклизма, в мире выпустили 542,5 тысячи автомобилей Toyota – это на треть меньше, чем в марте 2010 года. На 33% сократился экспорт. По ожиданиям производителей, в апреле снова недособерут почти 300 тысяч «Тойот» в Японии и еще около сотни тысяч – на заводах компании в других странах. То есть запланированные годовые объемы в 7,7 млн уже сорваны. Производители утверждают, что до сих пор есть трудности с поставками 150 компонентов, и из-за этого японские заводы загружены лишь на половину своего потенциала, в других странах – только на 40%. Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на президента компании Акио Тойода, на полную мощь предприятия смогут выйти только к декабрю 2011 года. Тем не менее на российских продажах Toyota бедствие пока не отразилось: по сравнению с мартом прошлого года продано на 168% больше машин – 12,5 тысячи. Однако стабильно растущий спрос на эту марку может спровоцировать дефицит в дальнейшем, а ажиотаж – закономерный итог опасений по нестабильности будущих завозов машин.

Вернуться к прежнему графику работы только к концу 2011 предполагают и Honda Motor. До июня все их заводы будут работать на половину мощности, в том числе за пределами страны, а дальнейшие планы полностью завязаны на темпах восстановления поставщиков.

Перебой с комплектующими сказался и на работе производителей в России. Завод Nissan под Петербургом с 30 мая по 3 июня будет приостановлен, чтобы наладить логистику. Загвоздка с поставками двигателей: они выпускались на заводе в Иваки, который больше всего пострадал при землетрясении. После его восстановления производители обещают наладить доставку компонентов авиатранспортом для максимально быстрого их включения в процесс. Представитель Nissan в России Татьяна Натарова в интервью изданию «Ъ» сообщила, что пятидневная остановка оценивается концерном как минимальная и не окажет существенного влияния на объемы производства. Хотя они все же и изменятся.

«Производственный план завода в России уже скорректирован с 50 до 46-47 тысяч автомобилей», – рассказала она.

Перебои с поставками комплектующих испытают на себе многие автомобильные бренды, и пик последствий японской стихии для мирового авторынка впереди. Примерное время, когда негативные явления проявят себя во всей красе, обозначил перспективы директор ООО «Легион Моторс» Константин Дрозд.

«Основная проблема в том, что Япония держит порядка 26% рынка автокомпонентов. Соответственно, влияние отсутствия данных запчастей, которые из-за повреждения заводов не производятся, очень сильно. Где-то через 2-3 месяца ситуация будет накаляться, потому что комплектующих будет не хватать. Например, датчики воздушного потока, которые устанавливаются в двигатели. У Японии доля рынка по ним – 60%. И представьте, что эти заводы не работают.

Многие марки начнут реагировать на дефицит запчастей», – констатирует собеседник корреспондента 161auto.ru.

Правда, по его словам, последствия японских событий лягут на карту мирового автопрома пятнами. Так, перебоев с поставками либо сокращения поставок Suziki – одного из брендов, которые в Ростове представляет «Модус» и «Легион Моторс», – в компании не ожидают. Более того, в Ростове планируется открыть еще один дилерский центр марки. Полностью независимы от японских комплектующих еще два бренда, которые представляет в регионе ГК «Модус» – Hyundai и ЗАЗ Chance.

Пока японские марки будут преодолевать последствия разгула стихии, возможно их временное замещение другими марками, считают эксперты. Иначе продажи в сегментах кроссоверов, внедорожников и Е-классе просядут. Одних японских паркетников и внедорожников можно насчитать больше 20 моделей, причем у каждого производителя не по одной машине в больших классах. У Mitsubishi – ASX, Outlander, Pajero плюс пикап L200, у Nissan – Х-Trail, Pathfinder, Qashqai, Murano, пикапы NP300 и Navara, у Subaru – Outback, Tribeca, Forester, Impreza XV, у Toyota – Highlander, LC Prado, LC 200, RAV4. Однако заменить весь этот объем европейскими, американскими моделями нереально. Если заминусовать Mazda6, Honda Legend, Toyota Camry, Nissan Teana в D/E классах, то из популярных моделей на рынке останется лишь Ford Mondeo и Hyundai Sonata. Причем многие из японских автомобилей в топе продаж по России. Как бы это цинично ни звучало, но складывающаяся ситуация дает хороший шанс корейским маркам – они как раз запускают на рынок новые и обновленные паркетники и внедорожники: KIA Sportage, KIA Sorento, KIA Mohave, Hyundai Santa Fe, Hyundai ix35, ix55, SsangYong New Actyon и так далее. Но при этом не надо забывать, что европейские, американские и корейские автомобили тоже используют в качестве компонентов японские запчасти, поэтому стороной это проблема их не обойдет.

«Рынок сегодня глобальный, поэтому японские проблемы затронули все страны. И говорить о полном замещении продукции нельзя – на другие бренды люди переключатся, если машина нужна здесь и сейчас, а деньги жгут карман, – считает директор компании «Авто-М» Сергей Барыкин. – Наверняка с поставками проблемы будут, и они проявят себя летом-осенью, потому что пока дилеры работают с запасами, а ограниченное производство даст о себе знать через пару месяцев. Кстати, сейчас люди раскупают машины очень активно – все ближайшие поставки расписаны, остаются не самые дешевые комплектации. Но главное наше опасение – это качество автомобилей. Если сейчас производители будут заменять японские детали на другие, тщательные испытания вряд ли будут проводиться: ради одного компонента это слишком накладно, да и сроки поджимают. Не исключено, что новые запчасти «не приживутся», система даст сбой, машины будут отзывать. Но я подчеркиваю, что это может коснуться всех производителей, не только японских. Цены на авто из-за дефицита компонентов тоже вырастут – в Штатах процесс уже пошел».

В череде мартовских землетрясений и цунами пострадали порядка 500 японских предприятий автомобильной промышленности. Ранее их представители заявляли, что запаса автокомпонентов для стабильной работы хватит до лета, но, судя по сокращению производства и недовыпуску моделей, эти ожидания оказались слишком оптимистичными. И нынешние приостановки заводов, по мнению экспертов, будут повторяться неоднократно. Но даже в такой критической ситуации автоконцерны активно поддерживают программу экономии электроэнергии – вместо пары будних дней они выйдут в смены по выходным.

Фото: Фото Boston.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
ТОП 5
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство, и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
За прогрев машины во дворе появился штраф. И это правильно, считает наш автожурналист
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
«Месяц жизни в Гоа обходится примерно в 60 тысяч рублей»: россиянка рассказала, как уехала на зимовку к морю
Анонимное мнение
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления