Россияне стесняются требовать от водителей соблюдения ПДД, за что и страдают. Активнее отстаивать свои права призвал пассажиров один из руководителей российской госавтоинспекции. Донское подразделение ГИБДД между тем также намерено активизировать борьбу с хамами за рулем: материалы шести уголовных дел на водителей маршруток переданы в прокуратуру.
Почти полтора процента россиян погибли в 2010 году в результате ДТП. Эти данные приводит пресс-центр ДОБДД МВД России. По данным статистики, в 2010 году почти треть погибших в ДТП – 28,2% – составили пассажиры. Именно они, считают в ГИБДД, являются самыми настоящими заложниками ситуации: если у пешехода остается поле для маневра, даже когда он сам нарушает ПДД, пассажиру приходится целиком полагаться на мастерство и уравновешенность водителя. Однако даже при полной незащищенности у пассажиров есть рычаги воздействия на ситуацию. Которыми они, правда, не пользуются. Так считают в ДОБДД РФ.
«Сложнее всего попросить знакомого человека снизить скорость, не обгонять в неположенном месте, вообще сделать ему какое-то замечание, проявить недоверие, – говорит заместитель начальника ДОБДД МВД РФ Владимир Кузин. – Водитель в машине главный, таков наш менталитет. Пассажир боится попросить водителя ехать помедленнее, особенно если это близкий человек, родственник. Априори ему доверяют, даже если на заднем сиденье сидит непристегнутый ребенок, а водитель-ас лихачит, обгоняя фуру по «встречке».
На задних сидениях практически никто никогда не пристегивается. Не стремятся пристегивать и детей. Водитель в ДТП инстинктивно спасает сам себя, в итоге большинство пострадавших в ДТП – это именно пассажиры. В 2010 году пассажиры составили 37,3% от общего числа пострадавших.
«Пассажиры имеют право на безопасность перевозки и должны требовать от водителей соблюдения Правил дорожного движения, – считает замруководителя госавтоинспекции. – Если они будут преодолевать свой страх, осознают свои права, выскажут свои замечания, а в некоторых случаях и требования, выполняя при этом возложенные на них Правилами дорожного движения обязанности, то количество жертв на дорогах реально снизится».
Как считают сами пассажиры, требовать соблюдения прав легко лишь на бумаге. Либо если за рулем родственник. Самая неуправляемая категория – водители общественного транспорта.
«Только сегодня утром ехала в автобусе, каждый перекресток был на грани, из каждого подъезда к остановке водитель умудрялся сделать аварийную ситуацию. В салоне стоял ор, но толку от этого никакого не было. Водитель просто игнорировал замечания», – рассказывает менеджер по рекламе Марина.
«Я была свидетелем, как при довольно резком торможении пенсионерка с тяжелой сумкой, которая как раз проходила в салон автобуса, чуть не упала, ударилась о поручень. Женщина просто попросила водителя вести осторожнее, без скандалов. Хотя могла бы обругать, конечно. Но в ответ она услышала о себе все, и самое вежливое было «ходи пешком, если не нравится», – вспоминает пенсионер Валентина Петровна.
Чиновники мэрии не раз просили горожан сообщать о подобных явлениях. Телефон горячей линии Департамента транспорта Ростова-на-Дону – 253-16-22. Поведение водителей по отношению к пассажирам к юрисдикции ГИБДД не относится, однако по крайней мере в одном аспекте взаимоотношений инспекторы пытаются навести порядок. Материалы в отношении шести водителей ростовских АТП по фактам перевозки стоящих пассажиров Управление ГИБДД ГУВД по Ростовской области передало на рассмотрение в прокуратуру, рассказал на пресс-конференции главный госавтоинспектор региона Игорь Безотосный.
«Сейчас все материалы рассматривает прокуратура. Если обнаружится состав преступления, то все будут привлечены к уголовной ответственности», – сообщил начальник УГИБДД ГУВД по РО.
Он добавил, что предупреждение о жестких мерах борьбы с водителями, нарушающими ПДД и правила перевозок, руководители АТП получили в ходе совещания этой зимой. Уголовная ответственность водителям грозит по статье 238 УК РФ за оказание некачественных услуг.
Фото: Фото Dosomething.org