До конца года будет принят законопроект, по которому все автопроизводители должны оборудовать автомобили навигацией, поддерживающей в обязательном порядке систему ГЛОНАСС. При этом от зарубежного аналога никто не отказывается – встраиваемый модуль может быть универсальным и связываться со спутниками обеих систем позиционирования.
В данном случае речь идет не о принудительной установке навигации в каждую новую машину, а о комплектациях, оснащенных штатным навигационным оборудованием. Если она предполагает наличие такой системы, то теперь одним GPS не отделаться.
«Я думаю, до конца текущего года выйдет соответствующий нормативный акт правительства, чтобы новые автомобили, выпускаемые с конвейера в Российской Федерации (и Ford, и Toyota, и другие, а не только ВАЗы и КАМАЗы) оборудовались в обязательном порядке аппаратами ГЛОНАСС. Это опция. Я понимаю, что нельзя потребителей заставлять покупать, однако, по моим прогнозам, до 90% покупателей все же сделают выбор в пользу автомобилей с системой навигации», – цитирует вице-премьера Сергея Иванова ИТАР-ТАСС.
Некоторые эксперты считают, что ввести обязаловку на навигаторы с ГЛОНАСС для всех машин отечественной сборки правительство останавливает лишь АвтоВАЗ: большую часть «Лад» продают за счет их сравнительно низкой цены. Если к ним добавится стоимость навигатора, то прайс будет выглядеть не так привлекательно.
«В работе GPS/ГЛОНАСС-навигаторы я не испытывал, один экземпляр видел лишь на московской выставке, – рассказывает специалист компании «Транс Климат» Максим Маркелов. – Теоретически сдвоенная система должна работать лучше, поскольку «видит» больше спутников, а значит, и координаты передает точнее. Каков ее уровень в реальности, сказать сложно. Судите сами: GPS-навигаторы сейчас идут пятого поколения, а GPS/ГЛОНАСС – только второго. Сдвоенные модули менее совершенны и модернизированы. Отдельно от GPS на ГЛОНАСС полагаться вообще не стоит. Что касается цены, то могу привести стоимость нашего оборудования. Бортовой GPS-контроллер стоит 12 тысяч рублей, а GPS/ГЛОНАСС – 17 500 рублей. Примерно на 45% дороже».
Сами производители сдвоенных модулей указывают на то, что конечного продукта, который бы удовлетворял потребностям рынка, еще нет. Кроме того, обучить штатное немецкое или японское устройство ГЛОНАССу – это серьезный и дорогостоящий проект, тем более если его хотят реализовать в такие короткие сроки.
Есть еще один нюанс. Выносные навигаторы GPS, ввозимые из-за границы, будут облагаться существенными пошлинами, если они не предполагают поддержку ГЛОНАСС. По словам г-на Иванова, налог составит примерно 25% от стоимости товара. То же самое будет происходить и с сотовыми телефонами. «Такие ограничения будут введены до начала 2012 года. С техники, использующей как GPS, так и ГЛОНАСС, таможенные пошлины взиматься не будут. Так что потребитель почувствует разницу», – уверяет вице-премьер.
Если иметь штатные ГЛОНАСС-навигаторы в каждой машине не обязательно, то систему экстренного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС («Экстренное реагирование на аварии») хотят сделать безальтернативной. Таким комплексом планируется оснащать все машины, которые выходят с конвейера в России с 2012 года. Автомобиль, оборудованный модулем, сможет в случае ДТП сообщать о месте происшествия на ближайший диспетчерский пункт аварийной службы.
«Цель проекта – снижение смертности и аварийности на дорогах, – поясняет глава Роскосмоса Анатолий Перминов. – Именно из-за несвоевременного реагирования экстренных служб на месте происшествия погибают 56% пострадавших. В результате реализации проекта ЭРА-ГЛОНАСС предполагается сократить время прибытия на место ДТП на 10-30%». По предварительным данным, стоить один такой модуль будет порядка 3000 рублей.
Сейчас есть некоторые наработки с использованием системы ГЛОНАСС и для обучения в автошколах. В частности, это касается автоматизированных автодромов. Предполагается, что определять положение автомобиля на площадке можно по спутниковой связи. Однако ориентироваться на такую информацию при сдаче экзамена, например, представители автошкол не решаются.
«Сейчас все происходит просто: к примеру, наехал на шланг в неположенном месте – нарушил правила. Автоматически засчитывается ошибка, – поясняет генеральный директор автошколы Владимир Котров. – Если у ГЛОНАСС имеются серьезные погрешности в работе, то как пользоваться этими данными? Они могут сыграть на руку ученику или, наоборот, несправедливо подвести. К тому же курсант может пойти в суд и предъявить, что такой-то спутник не работал, и он не согласен с результатами экзамена. Как мы будем доказывать обратное, если сами не знаем, работал он или нет. В общем, все это фантастика».
А вот в ГИБДД склонны считать, что ГЛОНАСС – далеко не фантастика. В этом году к системе подключат более 100 единиц патрульного транспорта в Ростове-на-Дону. Спонсирует приобретение оборудования областной бюджет. Представители госавтоинспекции уверены, что система поможет им в работе.
«Мониторы будут устанавливаться в помещениях дежурных частей, что позволит оперативно влиять на обстановку. У дежурных будет реальная возможность направить на сигнал о преступлении ближайший патрульный экипаж», – оценил возмонжости заместитель начальника отдела дорожно-патрульной службы УГИБДД ГУВД по Ростовской области Игорь Климченко.
Впрочем, одно дело – когда оборудование закупает бюджет и совсем другое, когда оплачиваешь установку ищ собственного кармана. А в этом случае мы видим, что стабильная работа отечественной системы производителя вызывает сомнения у всех, кроме правительства и разработчиков. Производители и пользователи не демонстрируют особого оптимизма. В свою очередь и глобальный проект пока не показывает качественных результатов отдельно от системы GPS. Хотя стоимость совмещенного оборудования значительно выше.