В течение двух дней Ростов-на-Дону был городом чудес. Оказалось, что пробок может практически не быть, пешеходы и водители способны уважать друг друга. На самое главное – в Ростове, хоть и не везде, могут быть хорошие дороги. Осталось выяснить, как надолго.
О том, что саммит Россия–ЕС пройдет в Ростове-на-Дону, город узнал в феврале. На принятие волевых решений по подготовке оставалось не так уж много времени. В итоге за ростовские дороги – главную городскую «фишку» и столь же масштабную проблему – взялись весной с удвоенной силой. Городской бюджет выделил на подготовку к саммиту дополнительно 311 миллионов рублей.
«В том числе 63 млн – на благоустройство и озеленение, 30 млн – на ремонт фасадов и 218 млн рублей – на дорожный комплекс», – озвучил раскладку сил директор городского Департамента ЖКХ и энергетики Сергей Ковшиков.
Отремонтировать все никто изначально не обещал: ремонт предсказуемо развернулся на дорогах, по которым потенциально могут проехать гости саммита.
«В планах дорожников проведение ремонта на 12 объектах. В их числе – пр. Шолохова (от 14-й линии до аэропорта), пр. Ворошиловский (от ул. Станиславского до ул. Б.Садовой), пл. Курчатова, пл. Страны Советов, южный подъезд к городу (от ул. Пойменной до Ворошиловского моста), ул. Левобережная, ул. Советская (от пл. К.Маркса до ул. Каяни), ул. Седова (от пер. Журавлева до пр. Ворошиловского), ул. Евдокимова, Богатяновский спуск (от ул. Б.Садовой до ул. Седова), пер. Журавлева (от ул. Горького до ул. Текучева), пер. Университетский (от ул. Горького до ул. Малюгиной). Кроме того, будут обновлены мостовые сооружения, разделительная полоса на пр. Нагибина, а также разметка на более чем 70 ростовских улицах», – привел перечень подлежащих ремонту заместитель директора городского Департамента автодорог Арам Егиазарян.
Два месяца времени, круглосуточный график работ – и «представительская» часть города сияет, как новенькая. На проспекте Шолохова разбиты клумбы, перестелены тротуары, высажены деревья. На всех маршрутах облагорожены и обочины, и проезжая часть. Правда, ростовчан немного удивил бирюзовый окрас, который практически одномоментно получила трава на газонах. Разъяснения дал горожанам лично мэр Ростова Михаил Чернышев.
«С виду, действительно, может показаться, что городские власти перед саммитом «Россия–Евросоюз» решили покрасить землю краской. Гости, мол, быстро проедут и подумают – газоны. На самом деле все не так. Применяем технологию европейских городов. Называется «гидропосев», – рассказал градоначальник в своем блоге. – На поверхности определенного участка земли разбрызгивается специальный раствор с семенами и удобрениями. Это водная смесь с окрашенным в зеленый или изумрудный цвет спецматериалом, гидрогелем, пленкообразующими препаратами, обеспечивающими налипание и закрепление семян на поверхности, минеральными удобрениями, структуризаторами и травосмесью. После нанесения через 2-3 часа образуется корочка. Она предотвращает эрозию почвы, смыв семян дождем. Да и птицы семена не клюют. В итоге трава быстро растет густой и красивой. Технология дешевле обычного посева и требует меньших трудозатрат».
В городской администрации заверяют, что новое дорожное покрытие будет радовать ростовчан не день и не два, его сработали качественно.
«Дороги начали ремонтировать и с применением технологии БЦМ (струйно-иньекционный метод), а также заливать трещины резино-битумной мастикой», – привел лишь несколько примеров применения новых технологий заммэра по дорожному комплексу Виктор Кочерга.
Тем не менее, скептики сразу припомнили аналогичную ситуацию с Госсоветом, который прошел в Ростове летом 2007 года. Дороги тогда также отремонтировали, однако красота недолго радовала водителей. К массе недовольных присоединяются и жители дорог, которые не показали гостям: буквально в двадцати шагах в обе стороны от Большой Садовой горожан встречают те самые легендарные магистрали, практически непригодные не только для проезда, но и для ходьбы. Однако это – совсем другая история. Вернее, программа. В рамках программы социально-экономического развития Ростова-на-Дону дорожное хозяйство в этом году получит астрономическую сумму.
«Администрация Ростова-на-Дону направит в 2010 году на программу социально-экономического развития города 17,2 млрд рублей. В развитие дорожно-транспортного комплекса будет направлено 30% средств – 5,1 млрд рублей», – рассказал на одной из пресс-конференций начальник управления экономического развития администрации Ростова-на-Дону Александр Толкачев.
Правда, когда ремонт дойдет до той или иной улицы, ведают лишь в районных администрациях – да и то исключительно в случаях, если объект значится в обозримой и задокументированной очереди на ремонт. Пока же отчаявшиеся ждать дорожников ростовчане желают лишь одного: чтобы следующая «встреча в верхах» прошла где-нибудь подальше от центра. Либо же маршруты гостей проложили через разбитые дворы Северного либо Западного жилых массивов.