Автомобильные и велосипедные пробеги стали символом грядущего юбилея Великой Победы. Всероссийские, областные, городские и районные, ветеранские и молодежные – они начались ранней весной и сейчас входят в стадию кульминации. Сегодня колонну из 50 автомобилей по улицам Ростова провел фронтовик-участник боев за Донскую столицу Николай Сазонов.
Нынешняя весна в Ростове – не самое приятное время и для обычных поездок по городу, не то что – автопробегов. Все направление на аэропорт по улице Шолохова безнадежно перекопано, как и часть центра: почти круглосуточно готовятся к саммиту Россия-ЕС, до которого осталось меньше месяца. Тем не менее в среду, пятого мая, в 10:00 мск автопробег под знаменами РРО «Молодой Гвардии Единой России» стартует. Начальная точка вполне традиционная: мемориал «Тачанка». Предварительно украсив его подножие 15-метровой георгиевской ленточкой, колонна начинает движение.
Колонну, которая движется от южного выезда из Ростова к северному, в район авторынка «Алмаз», возглавляет автомобиль с ветераном-участником боев за освобождение Ростова Николаем Сазоновым. День победы фронтовик встретил в 20 километрах от Вены. На тот момент, в 1945 году, Николаю шел 21-й год. И к этому времени он уже был опытным бойцом.
«Родился я 13 декабря 1924 года в Ростове-на-Дону, в очень тяжелый период для жизни страны. Рос мальчиком крепким, сильным, здоровьем Бог меня не обделил. С детства увлекался военной техникой и всем, что хоть как-то было на нее похоже. Войну встретил 16-летним юношей», – охотно вспоминает 85-летний ветеран.
Боец артиллерийского минометного полка пятого Донского казачьего корпуса в феврале 1943-го освобождал Ростов-на-Дону. Подразделение обеспечивало огневую поддержку казачьим эскадронам, атаковавшим Нижнегниловскую. Как выглядел центр и та часть города, по которой сегодня движется автопробег, в годы войны, ветерану говорить сложно: сразу после освобождения его полк направился в сторону Миуса. Однако Николай Никифорович хорошо помнит ощущение, с которым воевали за родной город.
«Здесь было все самое родное: земля, родители, родственники. Во время боев за родной город энергия увеличивалась многократно», – отмечает он.
Судя по свидетельствам жителей военного и послевоенного Ростова, дороги в Ростове в военные годы были весьма условными. Ростовчане вспоминают, что основным средством передвижения были собственные ноги. Четырежды город становился ареной ожесточенных боев. В итоге к моменту второго освобождения в руинах лежало 85% зданий, кое-как работали шесть предприятий из 286.
Вторую гигантскую георгиевскую ленту участники автопробега укрепляют прямо на надписи «Ростов-на-Дону» у северного выезда из города.
«Георгиевская лента – символ нашего уважения к ветеранам, одержавшим победу над фашистами. Поэтому сегодня, накануне юбилея Победы и в честь нашего города, мы – «Молодая Гвардия Единой России» решили провести автопробег по местам уличных боев советских солдат и немецкой армии, и украсить въезд в Ростов 15-метровой Георгиевской лентой. Мы гордимся героическими страницами своей истории, своими подвигами своих отцов и дедов», – проясняет смысл акции руководитель Ростовского регионального отделения «Молодой Гвардии» Екатерина Стенякина.
По стечению обстоятельств, сегодня же финиширует еще один автопробег на территории Ростовской области. Второго мая из Ростова-на-Дону в путешествие по Ростовской области отправились активисты Союза Коммунистической молодежи.
«В автопробеге участвуют 100 молодых ребят. Маршрут такой: Ростов-на-Дону – Волгодонск – Волгоград – Каменск – Шахты – Новочеркасск – Ростов-на-Дону», – рассказал первый секретарь Шахтинского городского отделения СКМ Леонид Попов. Немногим ранее коммунисты и комсомольцы также автопробегом почтили память освободителей целого ряда районов Ростовской области.
Примечательно, что общественные объединения преследуют схожие цели: напомнить, заставить задуматься... Однако реалии подсказывают, что автопробегов и официальных торжеств для того, чтобы сохранить память о военных годах и жителях региона, павших в боях, недостаточно. Сегодня «Народное Ополчение» для большинства ростовчан – это площадь с крайне неудобной после реконструкции схемой транспортных потоков. Имена героев того самого народного ополчения, которое почти полностью полегло в боях за Ростов более ассоциируются с остановками транспорта: «Текучева», «Штахановского». А формулировку «улица Малюгина» сегодня можно встретить даже в официальных документах ростовской администрации.