В то время как продажи легкового автотранспорта продолжают ползти по дну, коммерческий автотранспорт показал рост. Аналитики видят в этом признак улучшения экономической ситуации, а автопроизводители смещают акцент в сторону коммерческого транспорта.
Продажи коммерческого автотранспорта в первом квартале 2010 года незначительно, но все же возросли. По данным Комитета производителей коммерческого транспорта АЕБ, в минусе остались только грузовики массой 6-16 тонн, предпродажи снизились на 9%. Остальные три категории демонстрируют рост.
«В первом квартале мы видим положительный тренд. Мы ожидали некоторой стабилизации, однако рады видеть столь положительную динамику. Это особенно касается сегмента тяжелых грузовиков», – прокомментировал итоги председатель Комитета производителей коммерческого транспорта (КПКТ) АЕБ Борис Биллих.
Продажи легких коммерческих автомобилей выросли на 6%. В первые три месяца 2010 года было продано 21062 единицы, в отличие от 19962 машин, реализованных в 2009 году. Лидер категории – группа GAZ, она продала около половины от всей «статистики».
Продажи автобусов также увеличились – с 24 шт за первые три месяца 2009 года до 38 шт за аналогичный период в 2010 году. В процентном соотношении показатель выглядит более солидно – 58%. Но самый серьезный рост демонстрируют «тяжелые» грузовики – плюс 87%, или с 1068 единиц в первом квартале 2009 года до 1995 единиц в первом квартале 2010 года. Абсолютный лидер категории – MAN. Поскольку продажи коммерческого транспорта напрямую зависят от состояния экономики, эксперты не находят поводов не радоваться такому тренду.
«Хотя многое еще сложно предвидеть, мы чувствуем, что экономическая ситуация улучшается, что способствует развитию рынка коммерческого транспорта», – считает заместитель председателя КПКТ Андрей Чурсин.
Судя по тому, как меняется отношение к сегменту, начиная с высшего государственного уровня, у тренда есть все шансы не только сохраниться. Проблемы поддержки производителей сейчас вырабатываются в минпромтроге России. Как заявил Министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко, речь, прежде всего, идет о мерах налогового стимулирования, а также ограничении сроков эксплуатации старых автотранспортных средств.
«Чтобы, например, перевозкой людей не занимались автобусы старше 15-летнего возраста», – поясняет идею Виктор Христенко. Он подчеркнул, что говорить о распространении на сегмент существующих государственных программ – субсидирования кредитных ставок, премий за утилизацию – говорить преждевременно. Хотя – все возможно.
«В то же время, конечной целью текущего эксперимента является создание полноценной системы утилизации автомобилей в России. Над соответствующей Концепцией мы начали работать с учетом анализа данных, получаемых в ходе мониторинга программы утилизации автомобилей весом до 3,5 тонн», – уточнил глава минпромторга.
В региональном минэкономики сообщили, что программа утилизации и сегодня довольно гибка: малотоннажным «коммерсантам» ничто не мешает обратиться за компенсацией уже сегодня.
«Программа рассчитана на автомобили до 3,5 тонн, поэтому часть коммерческого транспорта под действие подпадает», – рассказал глава минэкономики Ростовской области Владимир Бартеньев.
Больше внимания на коммерческую технику начинают обращать и производители. В частности, стратегическим направлением производство грузовиков и автобусов признали на Таганрогском автозаводе (ТагАЗ).
«Именно поэтому было принято решение о выделении коммерческой техники в отдельный департамент. Возглавил его новый заместитель генерального директора по сбыту коммерческой техники Василий Евтеев», – рассказал руководитель отдела по сопровождению продукта Управления сбыта Денис Поваляев.
В рамках выставки «Комтранс» в Москве новый топ-менеджер провел первую конференцию, где рассказал о планах предприятия по усовершенствованию работы компании в сегменте коммерческой техники.
«Основные изменения касаются организации реализации и обслуживания наших автомобилей. Предполагается отдельный дилерский договор по коммерческому транспорту, особые дилерские стандарты. Организуется отдельная специализированная техническая служба для коммерческого транспорта», – в частности, отметил Василий Евтеев.
Но на первоначальном этапе донские автопроизводители существенно расширили линейку коммерческой техники. В частности, в Москве презентован микроавтобус LC-100 BUS, разработанный на базе первого грузовика под собственным брендом TAGAZ LC-100 Master. Кроме того, на заводе собираются целых три модификации Hyundai COUNTY: «обычный», Long с удлиненным салоном и «Школьный».
И судя по всему, российским производителям нужно наращивать обороты. Активную экспансию на авторынок страны и региона начинают соседи – в рамках выставки «Автоформула – 2010» обстановку разведал Бориспольский Автозавод (БАЗ), уже работающий с рядом субъектов России.
«Мы без слез просто не можем смотреть на перевозчиков и на российских граждан, которые мучаются. Поэтому мы решили помочь России», – рассказал о миссии благородной БАЗа заместитель директора ООО «Торговый дом "Эталон Авто"», директор по маркетингу и сбыту Анатолий Черний.