Закон об увеличении базовой ставки транспортного налога вдвое в очередной раз «завернули». На этот раз его не пропустил Совет Федерации. Сенаторы решили, что правильнее будет отдать все на откуп региональным властям: оставить базовую ставку на нынешнем уровне и разрешить субъектам РФ самостоятельно увеличивать или уменьшать транспортный налог в 10 раз.
Эпопея с принятием закона о транспортном налоге продолжается. Этот законопроект стал уже поистине многострадальным и для думцев, и для автомобилистов.
Напомним, что сначала депутаты, приняв закон в третьем чтении по «ускоренной» схеме, сами же, еще до конца заседания, сославшись на технические нарушения, решили переголосовать на следующей неделе. Позже, 13 ноября, закон все-таки приняли. В соответствии с ним, базовая ставка транспортного налога должна была увеличиться в два раза. При этом региональным властям разрешалось самостоятельно уменьшать транспортный налог в десять раз или же увеличивать в пять раз.
Тем временем, пока Госдума обсуждала и принимала закон, автомобилисты по всей стране протестовали против него. Масштабная всероссийская акция протеста прошла 24 октября. Уже после принятия закона автомобилисты снова попытали привлечь внимание властей. Общественные движения автомобилистов призвали всех водителей утром 16 ноября выразить свое несогласие пятиминутном гудении клаксонов. В Интернете Федерация автомобилистов России начала сбор подписей под обращением в Совет Федерации (http://www.far-msk.ru/?p=2113).
«Обращаемся к вам с просьбой отклонить данный федеральный закон, так как считаем, что в текущей экономической ситуации нецелесообразно увеличивать налоговое бремя на граждан, – говорится в этом послании к сенаторам. – Это приведёт лишь к росту социальной напряжённости и протестных настроений, но не повлияет кардинальным образом на наполняемость бюджета и не улучшит экономические показатели регионов. А также обернётся сворачиванием части малого бизнеса в области перевозок и перекладыванием увеличившихся расходов на конечного потребителя услуг».
То ли «глас народа» был действительно услышан и учтен в Совете Федерации, то ли федеральные власти попросту решили снять с себя ответственность за рост транспортного налога, переложив ее на плечи региональных властей – но 17 ноября сенаторы потребовали переделать законопроект.
Руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин объяснил принятие такого решения «широкой, интенсивной дискуссии вокруг законопроекта». Согласовательная комиссия решила, что базовую ставку налога нужно оставить на прежнем уровне, то есть с легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 л. с. – 5 рублей; от 100 л. с. до 150 л.с. – 7 рублей; от 150 л. с. до 200 л. с. – 10 рублей; от 200 л. с. до 250 л. с. – 15 рублей; свыше 250 л. с. – 30 рублей. Но при этом необходимо разрешить региональным властям увеличивать налоговую ставку не в пять, как предполагалось ранее, а в десять раз.
Уже согласованный с сенаторами закон Госдума должна принять 20 ноября. После этого решающие слово скажут местные законодатели. Именно им предстоит решать, каким же налог будет в Ростовской области.
Донские парламентарии внимательно следят за всеми перипетиями прохождения закона в Госдуме и Совете Федерации, однако с прогнозами осторожничают.
«Пока законопроекта нет – обсуждать и комментировать нечего, – заявили корреспонденту 161auto.ru в пресс-службе Законодательного собрания Ростовской области. – Ситуация с транспортным налогом в нашей области станет ясной не ранее чем через неделю».
Избежал конкретики и руководитель фракции КПРФ в Законодательном собрании области Владимир Бессонов.
«В целом, мы считаем, что нужно комплексное реформирование налогового законодательства. Нужно навести порядок в земельном налогообложении, в налогах на жилье, особенно на элитное, в налогах на доходы физических лиц. Что касается транспортного налога, то мы за то, чтобы он был включен в цену на бензин и зависел от объема двигателя, – поделился он своим мнением с корреспондентом 161auto.ru. – Наша партия считает, что обсуждение транспортного налога должно стать всероссийским, нужно выслушать и учесть все мнения, прежде чем принимать закон».
А в конце разговора о налогах Владимир Бессонов, вздохнув, добавил: «Да и не в размере самого налога дело. Нужно с коррупцией бороться. Если бы автомобилисты знали, что их налоговые платежи пойдут на благие цели, на улучшение дорог, например, думаю, они бы не стали торговаться, а так… Так-то понятно, куда все эти деньги пойдут…»
Фото: Коллаж Алины ВИШНЕВСКОЙ