
В автомобилях будут искать жуков и гусениц
С 15 июля 2009 года всем ввозимым в Россию легковым автомобилям придется проходить не только таможенную очистку, но и фитосанитарный контроль. Другими словами, проверку на наличие в автомобиле вредоносных насекомых...

С 15 июля 2009 года всем ввозимым в Россию легковым автомобилям придется проходить не только таможенную очистку, но и фитосанитарный контроль. Другими словами, проверку на наличие в автомобиле вредоносных насекомых, представляющих угрозу для сельского хозяйства страны. Россельхознадзор утвердил новый перечень товаров, попадающих под обязательный карантинный контроль, в который теперь добавились и подержанные автомобили, ввозимые как частными лицами, так и фирмами.
«Принимаемые нами меры усиления контроля провоза автомобилей на территорию России связаны с тем, что участились случаи выявления различных вредителей сельхозкультур, которые попадают на территорию страны именно с автотранспортом, – поясняет сотрудник пресс-службы Россельхознадзора Алексей Алексеенко. – Свежий пример – распространение ключевого вредителя кукурузы западного кукурузного корневого жука D. virgifera virgifera на территорию Югославии. Скорее всего, он был доставлен с грязью на бронетехнике американских войск. Теперь вредитель успешно распространяется по Европе и массово портит посевы. Ареал его распространения подошел уже в границам Украины. На стационарных постах пропускных пунктов наши сотрудники кроме всего прочего будут досматривать автомобили, которые ввозят на нашу территорию с целью продажи. То есть работы у фитосанитарных инспекторов прибавится. Осматривать будут не все. Большегрузы, туристы, новые автомобили останавливаться не будут. Технически процедура несложная, после оценки степени риска заражения при необходимости будут проведены лабораторные испытания, и если вредитель выявлен, то последуют меры по дезинсекции автомобиля. В случае поступления сигналов о том, что автомобили пропускают за деньги, за взятки, будут проводиться расследования, и меры пресечения подобного последуют самые суровые».
Откровенно говоря, идея звучит сомнительно. Конечно, ввозимый автомобиль может содержать личинки американской белой бабочки, непарного шелкопряда, японского жука и других ужасных существ, упомянутых в отчете Россельхознадзора, на основании которого и был составлен новый перечень. Но автомобиль также может нести на себе следы вирусов, иметь в конструкции аллергенные материалы, не соответствовать национальным сертификационным стандартам. Давайте тогда разбирать его на границе на запчасти и подвергать тщательному анализу каждую – а вдруг там вирус?
Многие убеждены, что шаг является лишь попыткой повесить на наши границы еще один замок. Ведь фитосанитарный контроль машина должна проходить по месту ввоза, а это как минимум время и деньги. Учитывая «высококлассную» организацию таких проверок, времени может потребоваться немало, а значит, все чаще вопрос будет решаться деньгами.
«На самом деле это нововведение не дает ничего, кроме прибыли госструктурам, – считает директор автомобильной компании Тимур Дерябин. – В самом деле, какая разница, новый это автомобиль или подержанный. Перед продажей они проходят качественную мойку и обработку. Затем, если авто из Америки, месяц плывут на баржах, потом долго отстаиваются в Финляндии. Тут ни один паразит не выдержит. Кроме того, неужели вы думаете, что власти любой европейской страны, и Финляндии в частности, менее щепетильно относятся к своей экологии, чем у нас?
Однако ни в одной стране машины на предмет наличия насекомых не осматривают. Ну а приводимый в пример Россельхознадзором рассказ о американских солдатах на Балканах и вредоносных жучках как-то неубедительны. В таком случае необходимо досматривать все подряд – тягачи, большегрузы, туристические автобусы вместе с туристами, сельхозтехнику и тому подобное. Почему новые правила коснулись только подержанных авто? Вам не кажется это несколько странным и неуместным? Исходя из всего вышесказанного можно сделать неутешительный вывод, что чиновники нашли еще один способ заработать. Они создадут очереди на пропускных пунктах, тут же пойдут взятки и взимание дани с проезжающих. Предполагаю, что проезд теперь обойдется в лишних пять тысяч рублей с машины».
На мысли о политической подоплеке всей затеи наводит и список товаров, исключенных из карантинного перечня: например, ряд стройматериалов, которые будут востребованы при строительстве олимпийский объектов.
И неприятна сама тенденция. В России действуют десятки надзорных ведомств, и если обязать автомобилистов стучаться в дверь к каждому (так, на всякий случай), то проще будет выйти из бизнеса, чем тратить время и нервы на причуды правительства.
Справка