В Ростовской области камеры системы видеофиксации нарушений ПДД проходят тестовые испытания. До конца июля их планируется перевести на штатный режим работы. Между тем вопросов относительно механизма работы фотовидеорадаров у автомобилистов не убывает.
ГИБДД региона изначально заявляла: места, где установят камеры, никто скрывать не собирается. Как показала практика, это невозможно даже при очень сильном желании: серебристые арки, увешанные камерами, слишком бросаются в глаза. Сегодня в Ростове-на-Дону системы видеофиксации установлены на 17 объектах. В ближайшее время их число удвоится.
«Мы устанавливаем камеры на самых сложных участках, в местах с наибольшим числом правонарушений. Сегодня на 17 участках установлено 49 камер. Их так много потому, что есть участки одно- и двухполосные, а каждая камера настраивается индивидуально под свой отрезок. Шесть объектов уже прошли тестовые испытания. За это время – а тесты длились месяц – выявлено около тысячи случаев превышения допустимого уровня скорости на 20 километров в час, 140 случаев превышения на 40%, 15 – на 60%. А также 100 случаев выезда на встречную полосу движения», – говорит начальник УГИБДД ГУВД по РО Александр Коверзин.
Камеры будут фиксировать не только превышение скорости, но и то, как водители проезжают перекрестки и как часто не реагируют на красный сигнал светофора. Представители ГИБДД ожидают того, когда система начнет работать в полную силу: это позволит значительно сэкономить время личного состава.
«Ну представьте: сейчас инспектор выдергивает из транспортного потока один автомобиль и тратит на него какое-то время. Камера фиксирует нарушения одномоментно, она захватывает намного больше потока автомобилей. Это где-то один к 200-300», – сравнивает замначальника УГИБДД ГУВД по РО Олег Лапшин.
Схема работы вкратце такова: фотовидеорадар, «заточенный» под определенную скорость, отслеживает нарушение. В областном ГИБДД говорят, что обычно зазор будет составлять до 15 километров в час – чтобы камеры не фиксировали, к примеру, обычные обгоны. Далее автоматически определяется номер авто, данные владельца, распечатывается «фотофакт» – и его вместе с протоколом направляют нарушителю. Уже подписаны соответствующие соглашения со Сбербанком России и российской почтой – они будут отслеживать судьбу корреспонденции. Если в течение месяца штраф не оплачен, информация также автоматом уходит в региональное Управление Федеральной службы судебных приставов.
Правда, все просто только на первый взгляд. Несмотря на то, что система видеофиксации теоретически работает в России уже год – с 1 июля 2008 года фото- или видеосвидетельство можно использовать в качестве официального доказательства в суде – число нюансов не убавляется. Вопрос о том, каким образом видеокамеры будут лишать водителей прав, практически ставит госавтоинспекцию в тупик.
«Здесь нужно, чтобы механизм разработали на уровне федерации. Но, вообще, пока будет выглядеть так: за нарушение ПДД будет начисляться штраф по минимуму, и какое-то время это все в суды направляться не будет. Но все данные о нарушеителе будут накапливаться, и со временем его имя поступит в черный список, а к человеку будут применяться более жесткие меры», – уклончиво отмечает Олег Лапшин.
Впрочем, как будет работать система, можно предположить на примере Московской области. ГИБДД столичного региона подвела итоги работы дорожных камер, которые здесь вступили в строй ровно год назад. За это время, отмечает в своем материале «Газета.ру», фотовидеорадары выявили почти 53 тысячи нарушений скоростного режима,
свыше 40 тысяч водителей уже оплатили квитанции, при этом сумма штрафов составила порядка 20 миллионов рублей. При этом обжаловали протоколы лишь 112 человек.
«Это в большинстве своем люди, которые не находились за рулем автомобилей в момент превышения скорости. Нарушители ездили по доверенности», – подчеркнул руководитель ГИБДД Московской области Сергей Сергеев. В таком случае, продолжает он, от формального владельца авто достаточно заявления с перечислением обстоятельств и подтверждения со стороны настоящего нарушителя. При этом система пока не окупилась: внедрение обошлось казне в 50 миллионов рублей. Но, утверждают в ГИБДД, задача заработать не ставилась – вполне достаточно того, что снизилась напряженность на особо аварийных точках.
Фото: Фото с сайта In-drive.ru