На прошедшем седьмом по счету «Бизон Трек Шоу» зрителям показали... настоящий болид и установили свой рекорд мероприятия.
На самом деле рекорд был не один. Во-первых, столько народу склоны экстремального автодрома на четвертом километре трассы Ростов–Таганрог еще не видели. Мероприятие становится популярнее год от года. Народ тянется, предусмотрительно захватив с собой пледы, зонты, мангалы и детей. И хотя в этом году и лавочек с выпивкой-закуской было больше, и развлечений хватало, львиная доля зрителей предпочла независимый отдых: на зрелище приехали со своим хлебом. А во-вторых, довольные организаторы шоу отметили: в кои-то веки обошлось без красочных опрокидываний.
Чья в том заслуга, трудно сказать. Тракторы – те же. По словам директора компании «Бизон» Сергея Суховенко, отчаянного гонщика и создателя шоу, изменять белорусским тракторам он не намерен. «Это все равно, что родине изменить», – посмеялся бизнесмен, компания которого поставляет на рынок юга России технику ведущих сельхозмашиностроителей мира. В этом году директор «Бизона» удивил многих: каждый этап соревнований предварял его выезд на настоящем болиде. Инженеры предприятия буквально по винтикам разобрали 26-летний трактор МТЗ-80, двигатель усилили турбокомпрессором с интеркуллером, полностью изменили кинематику передней подвески и вдобавок вместо обычной кабины установили каркас безопасности из суперпрочных материалов. Понятно, что все это пришлось делать по эксклюзивным чертежам, потому что до сих пор «Бизон» остается единственным организатором гонок на тракторах в России, и мысли, как превратить труженика полей в гоночную машину, терзают только участников мероприятия и его организаторов.
«Верите, никаких денег не жалко на то, чтобы подготовить машину к сезону, – поделился восторгом с корреспондентом 161.ru руководитель СПК «Колхоз «Миусский» Анатолий Соболевский. – Сколько потратили? Да кто ж вам такое скажет! Это же не просто коммерческая тайна, это серьезные соревнования!» Выставлять своих пилотов на «Бизон Трек Шоу» за семь лет стало у сельхозменеджеров едва ли не делом чести. Еще в прошлом году, разговаривая с участниками соревнований, автору этого материала пришлось уточнять: почти все боевые машины – полевые машины. Условно говоря, вчера отсеялись – сегодня на гоночную трассу. В этом году таких не нашлось. Все хозяйства готовят боевые трактора специально для шоу. «Считайте: «движки» почти у всех гоночных «белорусов» стоят пазовские, усовершенствованные, до 165 лошадиных сил выдают, – раскрывает кое-какие секреты Анатолий Соболевский. – Только один двигатель стоит около 130 тысяч, а еще установить, оснастить...» Но Анатолий Андреевич не жалеет потраченных денег: пилот его колхоза Анатолий Шишкин – настоящий кумир подрастающих механизаторов. И это несмотря на свои 60 лет! «Сорок пять лет за рулем трактора, – отмахивается от досужих журналистов Анатолий Иванович. – Пятый раз участвую, и если на следующий год пошлют – обязательно буду!»
Его трактор с красочным флагом на кабине заслужил дополнительный приз за лучший дизайн. А на трассе выделывал такие пируэты, что зрители кое-где переходили на дружное скандирование.
Гонка на скорость по обычной дороге, по бездорожью... Машины, извергая клубы дыма, стартуют через каждые 20 секунд. « Смотрите, смотрите, №17 на финишной прямой обходит 18 номер! Как он идет, как идет!..» – ведущим мероприятия, сидя на смотровой вышке, пришлось пять часов развлекать публику веселыми комментариями и помогать разыскивать потерявшихся в толпе детей и родителей. После первых двух этапов на трассе остаются лишь 20 участников. Впереди – «силосная яма», парная гонка и финал. Стоя на одном краю продолговатой ямы, пилоты должны как можно быстрее докатиться до противоположного края, сбить установленную там перекладину и так же быстро задним ходом вернуться обратно, сбив перекладину и там. Три раза. Для этого мало уметь водить трактор, нужны годы упорного, тяжелого и повседневного труда. Никто не тренируется отдельно планки сбивать дома, ювелирная точность в управлении трактором приходит вместе с механизаторским стажем.
«Главная цель этого мероприятия – возвращение уважения к труду сельского труженика-механизатора, – в который раз повторяет Сергей Суховенко. – Это шоу – единственный день в году, когда горожане аплодируют селянам. А ведь не надо забывать, что именно эти люди выращивают хлеб и обеспечивают страну продовольствием...».
Суперфинал. Два молодых пилота на своих болидах отчаянно рвутся к победе (ни у кого на поле язык не поднимается называть «белорусов» – тракторами, а парней за рулем – механизаторами или водителями, только «болиды» и только «пилоты»). На отдельных участках скорость прохождения болидов замеряют радарами сотрудники ГИБДД. По их словам, 65 км/ч для такой машины – не предел. Хотя специалисты знают: главное достоинство железных тружеников полей – возможность плавного и медленного хода.
15 тысяч зрителей, представители десятков сельхозпредприятий не только Ростовской области – отличная целевая аудитория, по этому случаю «Бизону» грех было не продемонстрировать свой товар лицом в перерывах между этапами соревнований. Под изумленные крики зрителей два гигантских импортных трактора, уперевшись друг в друга передними колесами, медленно съезжаются и замирают на задних колесах. Под образовавшейся аркой туда-сюда снует итальянский мини-трактор...
И вот она – минута славы. Анатолий Бобровский, выступавший под 17 номером, в результате напряженнейшей борьбы становится победителем седьмого «Бизон Трек Шоу». В ЗАО «Кировский конезавод» Целинского района уедет главный приз соревнований – новенький «Белорус» с грозным Black fier на радиаторной решетке. Машина тюнингована по последней тракторной моде и, по словам организаторов, полностью готова к выступлениям.
Его соперник в финальной гонке Александр Чекалов, уверенно лидировавший на протяжении всех этапов, смахивает тяжелые капли с чумазого лица – друзья из ЗАО им. Ленина Цимлянского района на радостях облили серебрянного призера... пивом. «Тяги мне хватило, мощности, – жмурится на солнце Александр, – левый тормоз сгорел. Короче, так и напишите – техника подвела». «Он все равно самый лучший! Санек!» – не унимаются друзья и норовят подхватить скромнягу на руки.
Тем временем главный герой получает призы и подарки от спонсоров. Крупные бренды облюбовали «Бизон Трек Шоу», поэтому усталые, но счастливые пилоты только успевают разбирать призы от спонсоров: ЖК-телевизоры, наборы инструментов, ценные сертификаты, дорогие мобильники... С особой нежностью мужики принимают спец-призы – агрегаты, которыми можно будет оснастить болиды в следующем году и тогда уже наверняка выиграть.
«Никогда я чемпионом быть не мечтал, – смущается Анатолий Бобровский, прижимая к груди кубок, наполовину наполненный шампанским. – Мне 28 лет, трактор вожу уже 12 лет. В армии служил, в Москве. Конечно, надо такие гонки проводить. Конечно, рад...». И тут же отмахивается от предложения хлебнуть на радостях из золотой победной чаши: «Да вы что, ребята! Мне же еще домой ехать!»
Фото: Фото автора