Неприхотлив в «еде», прост в эксплуатации, невосприимчив к бездорожью – идел автомобиля военных лет. Машины упрощались и избавлялись от лишних «опций». Сейчас даже самые простые из них – легенда и эксклюзив. Впрочем, в Ростове можно увидеть и подлинные шедевры военного времени. На чем ездили противники и на чем сейчас ездят победители, выяснял корреспондент 161.ru.
Штабной конь
Знаменитую «эмку» – ГАЗ-М1 «Фаэтон» – можно увидеть на всех мероприятиях, связанных с реконструкцией событий Великой Отечественной войны. Нашли и отреставрировали ее специалисты Донского военно-исторического музея.
Вообще «эмки» выпускались самые разнообразные: к примеру, пикап грузоподъемностью до 400 килограммов. «Эмка» с кузовом «Фаэтон» – авто не для всех. Вороная гордость музея в военные годы возила сотрудников НКВД и руководство Красной Армии.
Военный внедорожник
ГАЗ-67б – также достояние Донского военно-исторического музея. Полноприводный легковой автомобиль с упрощенным открытым кузовом и вырезами вместо дверей использовался как штабной и разведывательный автомобиль, перевозчик пехоты и раненых, а также как легкий артиллерийский тягач. Проще говоря, функциональность делала этого «приходимца» незаменимым на фронтовых дорогах Ростовской области, да и всей Европы.
В работе его отличала простота, надежность, готовность потреблять ГСМ такого качества, что приличный автомобиль оскорбился бы. В процессе эксплуатации на ГАЗ-67б пересели командиры. И, к слову, наш внедорожник отлично конкурировал с американскими джипами.
Слабость Гитлера
Чудо техники от создателя марки Audi, «черный бумер» гитлеровских времен умельцы из таганрогского клуба любителей ретроавтомобилей нашли в глухой провинции. Трофейный Horch 930V «в миру» исполнял неблаговидные функции – на нем возили сено, убирали урожай, из него даже сделали курятник. Фактически к моменту, когда автомобиль приметили знатоки, от былой славы остался только кузов.
«Это автомобиль 1939 года выпуска, после него, как нам удалось установить, было собрано еще где-то 17 таких машин, затем сборка прекратилась. Я могу сказать, что, к примеру, Штирлиц бы на этой машине ездить не смог: статусом не вышел. Этот автомобиль предназначался для высшего командования вермахта и для высших политических деятелей», – рассказывает президент таганрогского клуба «АвтоРетро Таганрог» Игорь Гаркуша.
Horch 930V выпускали с 1937 по 1939 год. К этой, ныне забытой, марке проявляла слабость вся элита третьего рейха. считается, что список почитателей возглавлял лично Адольф Гитлер. Производитель удерживал внимание высшего общества всеми способами. В модельном ряду были седаны, кабриолеты, лимузины, родстеры, тауреры. К слову, четырехдверный открытый таурер вышел в 1939 году сверхнебольшой серией. Его не включили в официальный список продаж и делали под спецзаказ. Сегодня в мире сохранилось лишь два Horch 930V в таком кузове.
Маршрутка для пехоты
Люди попроще по обе стороны фронта передвигались на грузовиках. Пехота Красной Армии – в ЗиС-5. «Рабочая лошадка» Великой Отечественной сошла с конвейера еще в 1933, но прижилась на фронтовом бездорожье. Не в последнюю очередь благодаря многофункциональности: и бойцов возили, и боеприпасы, и в качестве тягача для пушек. К 1942-му с машины сняли все не нужные на войне «опции» – максимально упрощенный ЗиС-5 получил специальный индекс «В». Фашистов возили на Krupp L2H143.
Из-за своеобразной формы капота грузовик получил у солдат вермахта прозвище Schnauzer – носатый. Грузовик также отличался расширенным набором функций: в частности, его использовали в качестве самоходной противотанковой установки, а также тягача противотанковых орудий.
Малолитражный мир
Послевоенный транспорт поколения победителей известен широко, но украшен скорее скорбными тонами. До 1997 года инвалидам, в том числе – и ветеранам ВОВ – выдавали автомобили-мотоколяски.
СЗД – двухместный четырехколесный автомобиль-мотоколяска Серпуховского автозавода (СеАЗ) – получил в народе название «инвалидка». В 1997 году на смену мотоколяскам пришла «Ока». Сегодня «Оку» заменили «жигули» седьмой модели.
В Ростовской области, по данным минтруда, почти шесть тысяч ветеранов войны нуждаются в получении спецавтотранспорта. В прошлом году пересели на «Лады» либо же получили денежные компенсации – 100 тысяч рублей – свыше четырех тысяч человек.
Фото: Фото с сайта Autosphere.ru, Donskoy-muzey.ru и из архива редакции