Общие продажи АвтоВАЗа на российском рынке за прошедший год упали на 6% ниже уровня 2006 года. Точнее, до 622 тысяч автомобилей. При этом экспортные поставки автомобилей практически не изменились – 106 тысяч автомобилей против 107 тысяч в прошлом году.
Начиналось все хорошо: показав в 2007 году впервые за долгое время рост продаж на 4,5%, АвтоВАЗ с небывалой прытью начал наращивать сбыт автомобилей, и вплоть до мая средний прирост по месяцам составлял 25%. С июля ситуация изменилась, и продажи ушли в небольшой минус, что отчасти было связано с большой базой прошлого года. Но в августе разразился кризис, и теперь уже статистика провалилась неумолимо – минус 30% относительно августа 2007. Еще более провальным стал декабрь ушедшего года, когда продажи упали на 41%. Ситуация могла бы быть еще хуже, если бы автопроизводитель не стимулировал клиентов с помощью скидок в 15 тысяч рублей и разнообразных подарков.
Любопытно, что до сих пор львиную долю продаж завода составляют давно устаревшие модели: «классика» и «Самара». Другими словами, АвтоВАЗ выживает за счет наследия советских времен, которое люди покупают в первую очередь благодаря невысокой цене. Тем не менее, последние месяцы именно «классика» и «Самара» теряли рыночную долю сильнее всего – видимо, с каждым годом возраст сказывается острее. «Калина» и особенно «Приора», наоборот, показали положительный прирост продаж, однако не смогли перевесить общей тенденции.
«Прошлый год в целом прошел неплохо, – говорит консультант автосалона «Ростов-Лада-3», официального дилера АвтоВАЗа в Ростовской области, Михаил Галкин. – Конечно, финансовый кризис в конце концов снизил активность покупателей, банки приостановили кредитование и отсеяли часть клиентов. Сейчас ситуация выправляется: банки выбрали новую стратегию и предложили клиентам интересные условия. В частности, нам здорово помогает Сбербанк России. Тем не менее, падение спроса оказалось в конце года значительным, примерно на 30%. Естественно, что мы скорректировали свои планы в соответствии с изменившимися условиями».
Год назад, учитывая рыночную конъюнктуру, а также грядущий альянс с Renault, руководство автозавода озвучило амбициозный план выпуска автомобилей – 947 тысяч. Причем при благоприятном развитии событий АвтоВАЗ надеялся впервые в своей истории перешагнуть планку в один миллион автомобилей. Увы, из-за кризиса даже план-минимум оказался недовыполнен на 22%.
Наступивший год обещает быть тяжелым для всех, в том числе для АвтоВАЗа. В первые месяцы дилеры будут распродавать складские остатки, и сам завод возобновит работу только с февраля. Однако на руку российскому автогиганту будет играть ряд факторов. Увеличение таможенных пошлин ослабит конкуренцию со стороны недорогих иномарок, например, если до сих пор за 300-320 тысяч рублей можно было купить либо Priora, либо Toyota Vitz 2004-2005 года, то теперь последний подорожает примерно на 40 тысяч рублей, что является весомой суммой для покупателей в этом ценовом сегменте.
Кроме того, правительство пообещало компенсировать часть кредитной ставки при покупке российского автомобиля ценой до 350 тысяч рублей, а в этот диапазон в настоящий момент попадают все модели волжского автозавода. В целом спрос должен сместится в сторону более дешевых автомобилей, поскольку те, кто рассчитывал купить хорошую иномарку в кредит, сегодня могут склонится к покупке «Лады» как временному варианту. Наконец, у волжского завода имеются хорошие перспективы в отношении альянса с Renault – французская компания предоставит платформы для постройки более или менее современных бюджетных автомобилей, которые и будут востребованы в ближайшее время.
«В 2009 году ставка будет сделана, скорее всего, на автомобили «Калина», – признается господин Галкин. – Что касается классики, то у этих машин как была, так и осталась своя аудитория покупателей. Они идут к нам вполне целенаправленно, это клиенты с невысокой платежеспособностью. Нашей основной силой по-прежнему остается «четырнадцатая» модель, очень популярная у покупателей за счет выгодного сочетания характеристик и цены. Сейчас новых автомобилей к нам не поступает – завод до февраля остановил конвейер. На сколько может хватить наших запасов, трудно сказать, но до весны, думаю, дотянем».
Но на реализацию планов требуются деньги: по оценкам, в 2009 году АвтоВАЗу понадобятся инвестиции в размере 47 миллиардов рублей, но взять их у банков будет сложно из-за непомерно высоких кредитных ставок. Правительство пообещало помочь заводу в поиске денег, в том числе за счет выпуска облигаций.
Фото: Фото с сайта Autoarea.ru