На прошлой неделе правительство подписало постановление о повышении таможенных пошлин, которое вступает в силу с 11 января будущего года. Этот шаг вызвал ожесточенное сопротивление автомобилистов дальневосточного региона и ряда городов России.
Насколько повысились таможенные пошлины? В таблице приведены примеры расчетов для нескольких характерных ценовых групп автомобилей. Дать единый ответ невозможно – все зависит от возраста автомобиля, объема двигателя, цены и того, ввозится ли он физическим или юридическим лицом.
Больше всего пострадали недорогие иномарки в возрасте старше пяти лет. Например, за шестилетнюю Mazda Demio 1.5 стоимостью $5000 в Японии, раньше частнику на таможне нужно было отдать $1191, сейчас – $6370! Другими словами, таможенный платеж превышает стоимость автомобиля, и очень скоро ввозить автомобили старше 2004 года выпуска будет нерентабельно.
Возрос платеж для машин в возрасте 3–5 лет: если для малолитражек разница почти незаметна, то уже для полуторалитровых моторов таможенный платеж увеличился на 70% (для физических лиц) и составил порядка 30-40% от цены автомобиля за границей! Ввозить почти новые автомобили для частников по-прежнему невыгодно: таможенный платеж составит более половины стоимости.
Что касается пошлин для юридических лиц, то ситуация чуть менее драматична, и тем не менее автомобили старше пяти лет оказываются неинтересны, а платеж за трех-пятилетние автомобили возрос в среднем на 40%. Ставки на автомобили не старше трех лет, в том числе новые, выросли на 20%.
Повышение таможенных пошлин, на ряду других факторов, уже сказалось на стоимости новых автомобилей, и многие производители переписали прайс-листы на 2009 год: о повышении цен на 5-10% объявили Honda, Toyota, Mazda, Ford, Hyundai, Opel.
Очень болезненно на повышение пошлин отреагировали жители восточные регионов России, в которых доля импортируемых автомобилей достигает 80-90% и многие люди зависят от бизнеса по доставке автомобилей из Японии. Повышение пошлин ставит под угрозу занятость примерно 200 тысяч человек, что тем более плохо, учитывая массовые сокращения на предприятиях России.
«Безусловно, что при принятии этого решения нашим правительством двигала идея защитить отечественных производителей от все более возрастающей конкуренции импортных товаров, – считает председатель общероссийского общественного движения «Движение автомобилистов России»; депутат Государственной Думы Федерального Собрания РФ Виктор Похмелкин. – Только мне это кажется сомнительным решением, которое больно ударит по огромному числу российских граждан. Особенно в Зауралье и на Дальнем востоке, где никакого транспорта кроме привезенного из-за границы нет вообще. Высокие пошлины задели и интересы большого числа бизнесменов, которые занимались продажей, ремонтом, обслуживанием импортной техники. Мне кажется, что правительство должно пересмотреть свое решение, все-таки поднятый общественный резонанс – дело серьезное».
В минувшие выходные во Владивостоке прокатилась волна «восстаний». Санкционированная акция очень быстро переросло в стихийный митинг в центре города около краевой администрации, в результат улицы Владивостока оказались полностью блокированы на несколько часов – дело дошло до стычек с милицией, в результате было 15 человек задержано. Напомним, что с начала года жители Владивостока вышли на улицы в шестой раз, и не намерены отступать. Похожие акции прошли и в ряде других городов страны, включая Москву, Петербург, Новосибирск и Калининград – последний также зависит от импорта машин из Европы.
Власти Владивостока заняли сторону протестующих, в частности, мэр города Игорь Пушкарев пообещал лично приложить усилия, чтобы требования жителей области дошли до президента. В настоящий момент готовится обращение к федеральным властям с просьбой отменить вступающие с 11 января поправки к таможенному кодексу. Первый вице-губернатор Приморского Крася Александр Костенко пообещал, что лично проконтролирует передачу документа правительству РФ. А в понедельник, 15 декабря, уже депутаты Приморского края обратились к правительству с просьбой не спешить с нововведениями.
«Здесь в Ростове конечно таких как на Дальнем Востоке настроений нет, – говорит менеджер отдела продаж компании Major официального дилера Ford Антон Ковригин. – Может быть потому, что мы меньше пользуемся услугами фирм, торгующих подержанными иномарками. Мне кажется, что проводить акции не имеет смысла, ведь решение уже принято. Не думаю, что правительство что-то изменит только от того, что несколько сотен машин в нашем городе проедут с плакатами по улицам. Да и российскому автопрому это тоже, как мертвому припарки. Вместо того, чтобы повышать качество и снижать стоимость продукции, до уровня, чтобы на внутреннем рынке она «улетала» без всякой рекламы, занимаются непонятно чем. Опять кто-то разорится, а кто-то положит в карман кругленькую сумму. Такие действия ничего общего с поддержкой наших производителей не имеет. Но нам надо с этим жить».
Параллельно горячо обсуждается и другая тема: планируемый запрет на ввоз праворульных автомобилей с 2010 года. По словам сенатора от Законодательного собрания Приморья Вячеслава Фетисова, ни министр внутренних дел Рашид Нургалиев, ни начальник ГИБДД Виктор Кирьянов не подтвердили ему информацию о подобном запрете. Однако праздновать окончательную победу рано: в истории слишком много заинтересованных лиц. Скорее всего, заявления Фетисова призваны в первую очередь успокоить жителей Приморья, которые угрожают акциями неповиновения в случае игнорирования их требований.
Некоторые аналитики склоняются к мнению, что ситуация может перерасти в острый конфликт, поэтому следующий ход за властями – сумеют ли они найти компромиссный вариант?
Примеры изменение таможенных пошлин для физических лиц.
Примеры изменение таможенных пошлин для юридических лиц.