Ужесточение наказаний за серьезные нарушения ПДД сказалось на статистике аварийности и смертности. Статистику первых десяти месяцев радостной не назовешь – по России уже погибло более 24 тысяч человек и 222 тысячи получили травмы. Но повод для небольшого оптимизма есть: на 7-11% снизились практически все показатели аварийности и смертности, включая число несовершеннолетних жертв и погибших по вине пьяных водителей. К концу года новый КоАП должен спасти порядка 3000 жизней.
В Ростовской области число погибших снизилось на 13,4%, правда, общее число ДТП и количество раненых возросло на 1,6% и 2,1% соответственно. По удельному количеству ДТП и пострадавших относительно численности населения Ростовская область близка к среднему уровню по России.
Пока Россия находится на первом месте в списке европейских стран по смертности на дорогах. Одна из причин – неоперативное или некачественное оказание первой помощи пострадавшим. По статистике, 70% жертв ДТП погибает на месте аварии или по пути в медицинское учреждение, и до 50% всех смертей можно предотвратить за счет повышения качества первой помощи. В частности, шансы спасти человека значительно возрастают, если он получает квалифицированную помощь в течение первых 30 минут после аварии.
На прошлой неделе в Карелии прошли совместные учения подразделений ГИБДД, МЧС, пожарных и медицинских служб, в ходе которых отрабатывались совместные действия по оказанию помощи пострадавшим в тяжелом ДТП. По легенде, авария с участием нескольких автомобилей, пассажирского автобуса и бензовоза произошла на 423 километре дороги Санкт-Петербург–Мурманск. Во время учений имитировалось максимальное количество неблагоприятных факторов: удаленность места ДТП от крупных городов, большое число травмированных, повреждение опасного груза. Для эвакуации наиболее тяжелых пострадавших использовался вертолет МЧС. По мнению организаторов, учения помогут скоординировать действия отдельных служб и ведомств в случае серьезных ДТП.
Глава Минздравсоцразвития России Татьяна Голикова в разговоре о реализации в России государственной программы по снижению смертности на дорогах, заявила, что она позволит к 2013 году сократить показатель смертности почти вдвое.
«Сейчас в Минздравсоцразвития рассматривается вопрос о приобретении142 реанимобилей, которые потом будут распределены по субъектам федерации, – сказала Голикова. – Реализация программы, которая охватит все субъекты РФ, позволит снизить смертность на дорогах с 27,5 человека на 100 тысяч населения до 14 человек – уже к 2013 году».
Напомним, что среди ключевых пунктов программы – оснащение медицинских учреждений, расположенных вдоль федеральных трасс, новейшим диагностическим и лечебным оборудованием и новыми реанимобилями. Сейчас этот процесс уже практически завершен на трассе Дон–Москва–Новороссийск. К концу 2010 года система должна быть выстроена на всех федеральных дорогах. Обойдется это бюджету России в 7,5 миллиарда рублей.
Кроме того, в следующем году патрулировать и эвакуировать пострадавших на наиболее опасных трассах страны будут вертолеты. В первую очередь вертолеты будут введены на автомагистралях Дон, Москва–Казань, Москва–Киев, Москва–Минск и Москва–Санкт-Петербург, в последующие годы список пополнится автодорогами Урала, Сибири и Дальнего Востока.
Возможно, на благо безопасности движения поработает... кризис. Ощутимое падение цен на стройматериалы позволяет увеличить объемы строительства новых дорог, о чем недавно сообщил «Российской газете» министр транспорта Игорь Левитин.
«Качество дорог безусловно влияет на количество ДТП, – комментирует ситуацию начальник планово-договорного отдела дирекции управления автодорог Ростова Валерий Атаян. – Темпы строительства мы снижать не планируем, а все наши объекты долгосрочные, поэтому количество хороших дорог с современным покрытием и элементами пассивной безопасности на дорогах, разметкой, будет увеличиваться. Мы работаем, как обычно, по графику, по плану».
Также в управлении автомобильных дорог администрации Ростова-на-Дону нам сообщили, что изменяется схема движения транспорта по некоторым городским улицам. Соответственно, это все приводит к изменению ситуации на дорогах в лучшую сторону.
И все-таки нельзя игнорировать, что в основе подавляющего большинства тяжелых ДТП лежит человеческий фактор: переоценка собственных сил, серьезное нарушение ПДД, рассеянное внимание... Другими словами, неизбежные аварии встречаются редко, а потому в деле снижения смертности лучше всего начать с самих себя: не попадаете ли вы в группу риска, которая год от года держит статистику аварийности и смертности на недопустимо высоком уровне?
Фото: Фото с сайта Reepl.ru