Войну игнорированию законопослушных пешеходов объявила ГИБДД России. По федеральным данным. На фоне общего снижения аварийности растет количество пешеходов, попавших под колеса автомобиля. При этом все статистические пешеходы переходили дорогу строго по правилам. Как заставить водителей уважать пешеходов, сегодня стало предметом ожесточенных споров.
Всего по России в первом полугодии под колесами автомобилей на пешеходных переходах и светофорах пострадало и погибло свыше пяти тысяч человек. При этом Ростовская область – в списке регионов, где этот показатель по сравнению с аналогичным периодом прошлого года возрос на треть.
При этом в департаменте обеспечения безопасности дорожного движения подчеркивают: речь идет о вполне законопослушных пешеходах.
«Почти каждый четвертый (23,4%) наезд на пешеходов в пределах пешеходных переходов связан с наличием неудовлетворительных дорожных условий: отсутствием либо плохой видимостью горизонтальной разметки, дорожных знаков, отсутствием освещения, неисправностью светофорных объектов», – говорится в официальном релизе ДОБДД России. Удивительно, но перспектива увеличения штрафов в этой связи особо не обсуждается. Даже несмотря на то, что наказание за пешехода которого не пропустили, мягко говоря, асимметричное – 100 рублей. Мнение и госавтоинспекции, и сторонних экспертов единодушно: повышением штрафов пешехода не спасешь.
«Необходимо, чтобы каждый водитель сознательно пропускал пешеходов, которые находятся на пешеходном переходе, как делается практически во всех странах мира. В свою очередь обращаюсь и к пешеходам – не спешите перебегать проезжую часть, внимательно посмотрите на сигнал светофора, оцените обстановку и только после этого переходите дорогу», – с такой просьбой обращается к участникам дорожного движения главный госавтоинспектор страны Виктор Кирьянов.
Профилактика начнется с приведения в порядок дорожной разметки и знаков: в ближайшее время сотрудники ГИБДД проведут спецрейды, по итогам которых оценят состояние всех без исключения пешеходных переходов, разметки, дорожных знаков, искусственных неровностей. Такое требование имеется в официальном указании, которое получили все региональные управления. Далее – в оставшийся период 2008 и начале 2009 года – на местах должны будут подготовить предложения по улучшению ситуации.
Между тем в Ростовской области уже несколько лет проблему пытаются решить путем «развода», сокращая до минимума точки соприкосновения водителей и пешеходов. Проще говоря – строительством разноуровневых переходов. Машины спокойно себе едут по трассе, а пешеходы преодолевают опасный участок под или над землей, не боясь лихачей и прочих «дальтоников».
«Мы построили в этом году пешеходный переход впервые за 27 лет. В последний раз переход сдавали в эксплуатацию в 1981 году. В этом году ростовчане уже получили целых два разноуровневых перехода. До 2012 года будет спроектировано еще десять переходов», – обрисовал ситуацию руководитель городского департамента транспорта и автомобильных дорог Виктор Кочерга.
В первую очередь надземные или подземные переходы устанавливаются на участках с наиболее напряженным движением, «неблагополучных» по статистике. Новацию апробировали на трассе М-4 – несколько переходов в районе Аксая и авторынка «Алмаз» работают уже несколько лет.
«Я могу сказать, что мы таким образом вообще сняли здесь вопрос аварийности с участием пешеходов. Правда, пришлось людей приучать к переходу. Но – поставили забор на разделительной полосе, и теперь желающие перебегать дорогу вообще почти отсутствуют», – рассказал об эффекте старший инспектор полка ДПС ГИБДД ГУВД по РО Николай Заря.
Правда, чуть поодаль от пешеходных переходов ситуация остается непростой. К примеру, на то, чтобы перейти по пешеходной зебре участок дороги на въезде в Ростов-на-Дону в районе авторынка «Алмаз», корреспонденту 161.ru потребовалось около 15 минут. Даже при виде десятка человек, стоящих на переходе, желающих не то что остановиться, а просто сбавить скорость не нашлось. Чтобы перейти на другую сторону без ущерба для нервов и риска жизни, потребовалось ждать небольшого «окна» в потоке автомашин.
Собственно благодаря этому часть экспертов уверена: пешеходов и автомобилистов нельзя помирить в принципе. Таков уж ростовский менталитет. Пешеход гневно грозит проигнорировавшему его на светофоре «джипу» и призывает на голову его владельцу все громы небесные, но сам начинает хамить, едва получив права. Вполне возможно, что корни пренебрежительного отношения к пешеходам найдутся в ростовской истории. Так, автор книги «Ростов и ростовцы» Василий Вареник «откопал» сведения о первом наезде на пешехода в Ростове. Произошло оно в десятые годы двадцатого века.
«В Ростове-на-Дону первое ДТП произошло на скорости 12 километров в час. Это потому что тормозной путь составлял 45 метров, тормоз был как на конных экипажах. Его приходилось закручивать рукой. А женщинам сложно было переходить дорогу, так как они путались в юбках. Поэтому первыми жертвами ДТП были исключительно женщины», – такую интересную деталь озвучил Василий Вареник.
С этой точки зрения логичным выглядит тенденция к увеличению «женских» ДТП в Ростове. Ростовчанки, по данным ГИБДД, все чаще нарушают правила и ведут себя грубо на пешеходных переходах.
Еще более широкое основание под прблемы взимоотношений пешеходов и водителей подводят специалисты в области психологии. Уникальную точку зрения на этот счет психотерапевта Андрея Ришовского озвучили наши коллеги, корреспонденты портала v1.ru.
«Человек, попавший под машину, испытывает определенные сексуальные трудности, поскольку автомобиль считается фаллическим символом. Тот, кто сбивает, тоже испытывает сексуальные проблемы, но немного другого характера. Если попавший под машину находится в состоянии агрессии, то сбивший – наоборот в подавленном состоянии.
Однако есть и еще одна причина – материализация мысли. Практически каждый человек пусть даже случайно говорил, что не хочет жить. Поэтому с точки зрения психоанализа ДТП – это всего лишь материальное воплощение однажды сказанной мысли», – рассказал психотерапевт.