На этой неделе велосипед снова возглавил рейтинги обсуждаемости. Очередным триумфом двухколесное чудо техники обязано главе МВД России Рашиду Нургалиеву. Во вторник он заявил, что в ближайшем будущем велосипеды нужно будет ставить на учет. К чему приведет такая инициатива, пытались спрогнозировать эксперты 161.ru.
Вообще же последнее время велосипедная тематика почти не покидает сообщения средств массовой информации. То речь идет о правах и экзамене в ГАИ, который должны будут сдавать владельцы велосипедов. То – о создании в Ростове специальной выделенной полосы для движения этого вида транспорта. В этой связи заявление Рашида Нургалиева выглядит вполне логичным.
«В европейских странах вы можете взять велосипед напрокат. Многие из них, я видел, имеют идентификационные номера, так что они, наверное, тоже помещены в полицейские базы данных. Поэтому, может, и нам придется (так поступить – прим. ред. 161.ru)», – заявил во вторник Рашид Нургалиев.
Номера, продолжил министр, упростят процедуру надзора за велосипедами, которых на улицах российских городов становится все больше, а в сводки аварийности они попадают все чаще. Однако при этом глава МВД не исключил, что в дальнейшем россиян будут стимулировать к тому, чтобы поменять автомобили на экологически чистые и более мобильные в условиях городских пробок велосипеды.
Однако при введении процесса регистрации для велосипедистов об интересе к двухколесному транспорту можно будет забыть. Своим мнением на этот счет с корреспондентом 161.ru поделился руководитель Федерации велосипедного спорта Ростова-на-Дону Владимир Мозговой.
«Это нелепость. В основном на велосипедах у нас дети ездят. Ну кто в этой ситуации будет оформлять велосипед, ставить на него номера, кому это будет нужно? Я не исключаю, что министр предложил это чисто из благих побуждений, но он не подумал, как это у нас будет выглядеть. Да, в Европе у велосипедов есть номера. Но при этом во многих городах Европы на выходные в центре закрывается движение для автотранспорта, и право ездить имеют только велосипедисты.
Идея велосипедных номеров для России не нова. Они существовали в 60-70-е годы и даже до революции. Так, в 1893 году власти обязали получать номера петербуржцев, а годом спустя подобную инициативу переняли в Москве. Причем номера выдавались только после того, как владелец велосипеда сдавал экзамен по управлению.
Велосипедистов экзаменовала «тройка» чиновников, одним из которых был представитель, так сказать, полицейского генералитета. Испытуемый был обязан выполнить три упражнения: сесть на велосипед и уверенно поехать, выполнить «восьмерку» на небольшой площадке, быстро затормозить и спрыгнуть с велосипеда. За отсутствие номеров либо же за просроченные номера можно было попасть под арест: известен случай, когда целые сутки в казенном доме пробыл даже почетный гражданин города. Правда, из-за роста велосипедной популяции в постсоветской России регистрацию пришлось отменить.
При нашем отношении к велосипедистам на дорогах введение регистрации станет всего лишь еще одной проблемой. Хотя с точки зрения города это очень перспективный вид транспорта. Экологически чистый, мобильный. Если даже пробка – ее можно объехать. Велосипед можно перенести в случае препятствия. Да и вообще, обучая детей езде на велосипеде, мы воспитываем будущих водителей, будущих участников дорожного движения. А из-за регистрации желающих может стать меньше», – посетовал Владимир Мозговой.
А вот представители спортивных магазинов считают, что на их бизнес введение обязательной регистрации не окажет особого влияния. Воля к победе и желание заниматься велоспортом, подчеркнул менеджер спортивного магазина Евгений Петрушин, преодолеют любые сложности.
«Вообще это чистая психология. Если человек хочет заниматься велоспортом или каким-либо другим спортом, он будет им заниматься. Вот когда вы записываетесь в бассейн, нужно же проходить медкомиссию в большинстве случаев, и вы же ее проходите, правильно? Так и в этом случае. Я не думаю, что человек, готовый потратить до 30 тысяч рублей на городской велосипед, остановится перед тем, чтобы поставить его на учет. Кроме того, сейчас велик интерес к горным велосипедам.
У нас в магазине есть экземпляр за почти 70 тысяч рублей. Прибавим к этому необходимые аксессуары – получается стоимость подержанной отечественной машины средней руки. Почему бы тогда и на учет не поставить, если велик стоит, как машина? Так что я считаю, что возможно велосипеды и перестанут покупать те, кто покупает их из прихоти. А таких в спортивные магазины приходит не очень много», – высказался Евгений Петрушин.
Впрочем, пока и любители велоспорта, и противники велосипедистов как участников уличного движения могут спасть спокойно. Регистрация для велосипеда – это пока идея. Ресурсное обеспечение ее претворения в жизнь пока не обсуждается.