В воскресенье, 23 марта, завершился первый отборочный этап Кубка России (РАФ) по трофи-рейдам Южного региона «Камышовый рай – 2008». Организатором мероприятия выступила общественная организация «Внедорожный клуб Протектор 4х4», и два дня в окрестностях Кагальника бушевали нешуточные бензиновые страсти.
Организаторы нынешнего «Камышового рая» хвалят участников: молодежь и солидные мужчины не жалеют ни сил, ни денег, ни времени, превращая отечественные и заграничные внедорожники в монстров бездорожья. К тому же приехали на соревнования машины из Москвы, Брянска, Белгорода, Тулы, Воронежа, Новороссийска, Ставрополя, Краснодара. Даже из-за Урала нашлись энтузиасты! Участники же, в свою очередь, не скупятся на похвалы организаторам: те нашли места, где и сцепление можно сжечь, и мост разбить и вдоволь в грязи измазаться. Охота – она, как известно, пуще неволи.
«В этот раз оно, конечно, пожестче будет, чем прошлый «Камышовый рай», – делится своими впечатлениями от первого дня соревнований капитан команды «Внедорожного клуба Протектор 4х4» Яков Хайбышев. – Одна машина у нас сошла с дистанции, но завтра мы выходим, чтобы победить!» На привале команда, выступающая во всех трех категориях – ТР-1, ТР-2 и самой серьезной, где машины уже внутренне готовы называть себя вездеходами – ТР-3 – утешает дебютанта соревнований – Петра. Весь в глине, с перепачканым лицом и совершенно безумной улыбкой молодой человек, размахивая шлемом, рассказывает коллегам о сути поломки, которую, как выяснилось, он предчувствовал. «Что-то с передним мостом и коробкой передач, – поясняет Петр. – Можно сказать, своими руками все собирал. Мастера помогали, конечно, спасибо им большое. Сколько денег ушло – не считал. Но вот перед стартом не успели эти участки перебрать, именно они и полетели».
Как выяснилось, молодой человек подался в джипперы из автогонок: друзья-военные подарили старый уазик. Петр увлекся переделками, и за полтора месяца легенда отечественного автопрома, прошедшая Чечню, превратилась в грозу бездорожья. На вопрос, как воспринял он такое досадное поражение в первом круге, гонщик ответил: «В следующем году приеду – и выиграю обязательно!», – надел шлем и с эскортом единомышленников (вдруг по дороге машина окончательно выйдет из строя) двинулся в сторону Ростова.
Надо отметить, что подготовка машин к участию в гонках такого уровня – удовольствие не из дешевых. По данным одного из автомобилистов, подготовить уазик к участию в самой престижной категории ТР-3 (спорт) обойдется от 500 тысяч рублей до миллиона – в зависимости от предпочтений владельца. Плюс – полный ремонт после каждого такого мероприятия. «Я в год принимаю участие где-то в 30 соревнованиях разного уровня представительства, – рассказал корреспонеденту 161.ru Яков Хайбышев. – Вот 30 раз в год и ремонтируюсь!»
Прежде чем встать на старт, машины проходят тщательную инспекцию со стороны организаторов: все переделки строго регламентированы, что, с одной стороны, ставит гонщиков в принципиально равные условия, а с другой, еще раз подтверждает старую шоферскую поговорку: «Главная деталь в машине – прокладка между рулем и сиденьем».
В зрелищах на спецучастках недостатка не было. Машины вязли, кренились, тащили друг друга из грязи троссами и даже выталкивали. «В первый день мы перевернулись в районе 14 контрольной точки и сорвали подушку двигателя, – рассказывает водитель УАЗа Сергей Таранов, занявший третье место в категории ТР-3. – Всю ночь ремонтировались, но на трассу во второй день вышли!» По его мнению, отличительная особенность «Камышового рая» – большое количество ила на пути. «Вот, посмотрите: в ТР-1 все призовые места позанимали белгородцы. А почему? У них там этой грязи – повсюду, они привыкли. Поэтому и на старт они вышли на широких шинах. Да и опыта вождения в таких условиях у них побольше, как ни крути». Однако в самой престижной категории ТР-3 ростовчане победу никому не отдали!
За два дня внедорожники намотали по карьерам и камышовой пойме более 200 км, а вечером в субботу в базовом лагере участников трофи-рейда развлекали «Розовые пантеры» и музыканты популярного ростовского бэнда Sherwood's.
«Это молодой вид спорта для России, – говорит председатель организационного комитета «Камышового рая» Эдуард Болонкин. – Но развивается он очень динамично. В основном люди попадают сюда после увлечения охотой и рыбалкой: им приходилось специально готовить свои машины к сложным дорогам. Потом возникла идея соревнований. Азарт, восторг... Что тут еще скажешь?» На вопрос, можно ли сделать из таких мероприятий – туристически привлекательную отрасль, заядлый автолюбитель ответил решительно: «Нет». «Участники, как правило, люди состоятельные, у всех свой бизнес. Переводить такое мероприятие на коммерческую основу, зарабатывать на нем деньги – значит убить сам дух, саму идею трофи-рейда», – заявил Эдурад Болонкин.
Итак, итоги «Камышового рая – 2008»:
Категория ТР-1:
1 место: экипаж Терехов – Тимошенко (г. Белгород);
2 место: экипаж Черешня – Филатов (г. Белгород);
3 место: экипаж Ибадуллаев – Пушмин (Ростов-на-Дону, «Внедорожный клуб Протектор 4х4»).
Категория ТР-2:
1 место: экипаж Лисницкий – Коптев (Краснодар);
2 место: экипаж Кремнев – Ключников (Краснодар);
3 место: экипаж Федорченко – Удодов (Ростов-на-Дону).
Категория ТР-3:
1 место: экипаж Горностаев – Хайбашев (Ростов-на-Дону, «Внедорожный клуб Протектор 4х4»);
2 место: экипаж Гетман – Шаповалов (Ростов-на-Дону, «Внедорожный клуб Протектор 4х4»);
3 место: экипаж Таранов – Сюняков (Ростов-на-Дону, «Внедорожный клуб Протектор 4х4»).
Сайт 161auto.ru присоединяется к многочисленным поздравлениям победителей!
Фото: фото Андрея КОЛБАСИНА