В сотне километров от Ростова расположен «Горненский» заказник — особо охраняемая природная зона, где в искусственно созданном лесу живут верблюды, лани, муфлоны и европейские олени. Корреспонденты 161.RU дождались свежего снега, чтобы показать уникальный уголок донской природы.
Добраться до заказника оказалось просто: по трассе М-4 «Дон», двигаясь в сторону Каменска-Шахтинского. Охраняемая территория находится между поселками Горным и Донлесхозом.
На дорогу ушло меньше полутора часов. Стоило только припарковаться, как за невысоким забором вольера поднялся шум: стадо рогатых умчалось вглубь территории заказника. Олени бежали тихо, лани — мяукая.
«Горненский» заказник состоит из нескольких частей — вольеры для животных, 2,5 тысячи гектаров искусственного леса и прилегающих территорий. Там же — река Кундрючья и Прохоровские скалы. Деревья здесь начали высаживать в 1876 году по инициативе ученого Фёдора Тиханова. По словам заведующей сектором экологического просвещения заказника Александры Аскеровой, он задался целью создать искусственный лес в суровых степных условиях, и это удалось.
— У нас огромное видовое разнообразие. Только краснокнижных животных и растений у нас 89 видов.
В полувольных условиях, в вольерах, под присмотром людей живет 60 европейских оленей, 40 европейских ланей, 12 муфлонов и 3 верблюда.
В заказнике нас встретили инспекторы — Алексей и Владимир. Мы прибыли в тот час, когда животных нужно было кормить. Из-за разнообразия ландшафтов по территории невозможно перемещаться на легковом автомобиле, поэтому мы пересели в инспекторский УАЗ и отправились на экскурсию по вольерам и лесу.
Муфлоны — самые пугливые жильцы заказника. Ни одного из них нашему фотографу не удалось поймать в объектив. Спокойнее к чужакам отнеслись олени и лани — одна из оленьих «семей» во главе с самцом Яшей даже покрасовались перед камерой.
Верблюды Маша и Миша обрадовались больше всех. Из-за того что они подошли слишком близко, поначалу было сложно фотографировать их в полный рост. По словам инспекторов заказника, пара привыкла к вниманию, поэтому они охотно общаются с людьми и дают себя погладить.
В отдельном вольере по соседству живет сын Миши и Маши — верблюжонок Яша. Он прославился в апреле 2020 года, когда малыша украли из заказника. Полицейские нашли его через 7 месяцев и вернули домой. Сейчас Яша чувствует себя хорошо, но вниманию журналистов не рад — угрожающе раскачивал головой и пытался плеваться в гостей.
Заместитель директора дирекции особо охраняемых природных территорий областного значения Сергей Матвеев рассказал, что основная задача заказника — сохранить донскую природу в первозданном виде. Кроме того, поддерживать разнообразие животных Ростовской области.
— Мы сохраняем природу первозданной. Кроме искусственного леса, на этих территориях был и естественный. И если здесь 100 лет назад рос ковыль, то это нужно сохранить, — отметил Матвеев.
Звери в заказнике — в полувольных условиях, чтобы легче уходили в дикую природу. Но это не касается верблюдов и муфлонов. Верблюды, по словам Матвеева, — сельскохозяйственные животные, которым нужен уход. Муфлоны вообще не обитают в Ростовской области.
— Ежегодно мы выпускаем в естественную среду в среднем 14 оленей и 7–8 ланей. Это происходит зимой, — рассказывает Матвеев. — До весны мы подкармливаем всех обитателей леса, поэтому те животные, которых мы выпустили на волю, быстрее адаптируются. Потом они разбредаются по территории Ростовской области, находя более комфортные условия для обитания, места с более полной кормовой базой — живут там и размножаются. Так мы поддерживаем биологическое разнообразие региона.
В заказнике животных кормят каждый день — в основном сеном и ячменем с витаминизированной солью. По словам Матвеева, нужно около 14 тонн корма в месяц.
— Тех, кто живет в лесу, мы подкармливаем только в холодное время года. Летом еды и так много. А еще в этом [2020] году мы впервые засеивали кормовые поля и поняли, что это хорошая затея. Пусть животные сами для себя что-то находят в той кукурузе, которую мы высадили, — говорит Матвеев. — У нас нет финансовой базы для обработки всех полей, поэтому мы обработали 40–50 гектаров из 250 свободных.
Чтобы засеивать поля, дирекция заказника стала охотпользователем, как того требует законодательство. Но охотиться на территории запрещено. Единственное, на что имеют право инспекторы, — стрелять по хищникам.
— Каждое существо имеет право на жизнь. Хищники живут там, где есть еда для них. Заказник — лакомая территория, к нам всё чаще стали захаживать волки, лисы и шакалы. Поэтому Минприроды посчитало всех животных и сообщило нам, скольких нужно «изъять» для регулирования численности. В соответствии с этими данными нам и выдают разрешения, — поясняет Матвеев. — Поймите, это реальная проблема, 3–4 волка могут нанести большой урон стаду.
Всего на территории Ростовской области 64 охраняемые территории — природный парк «Донской», два заказника — «Левобережный», который находится между западным выездом и мостом Сиверса, и «Горненский». Также существуют охраняемые ландшафты и прочие территории. Матвеев говорит, что в каждом районе такие объекты есть, пусть и небольшие, их и нужно сохранять.