![](https://n1s1.hsmedia.ru/21/cb/d1/21cbd13b152b8595f76d6518a5733171/656x438_1:5723_90bbbdaac75ae9799a837279b8c7c019@1200x800_0x3dI5RS2o_3132069259084804793.jpg.webp)
На часах 7:30, от громкого гудка просыпается весь город. Сигнал, как и сто лет назад, оповещает о начале рабочего дня на самом крупном в окрестностях заводе. Сначала здесь плавили металл, а потом бельгийцы на рубеже XIX и XX веков переоборудовали производство и стали выпускать трамваи. А еще они построили «французский» мост (не для всех) и «Колонию» (с роскошным домом для управляющего). После 1917 года иностранцы уехали, а предприятие продолжает работать до сих пор и поставлять современные вагоны в разные города России. Наши коллеги из 74.RU вспоминают любопытные факты из истории Усть-Катавского вагоностроительного завода (УКВЗ) в Челябинской области и смотрят, как за 90 дней рождается полюбившийся многим транспорт (спойлер: одним глазком увидим и вагон для метротрама).
Не выдержал конкуренции с Демидовыми
Историкам известны несколько бельгийских колоний в Центральной Африке, но вот о том, что еще одна европейская «Колония» в конце XIX века появилась в Челябинской области, знают только жители Усть-Катава. Больше ста лет назад бельгийцы взяли в аренду устаревший железоделательный завод и построили через реку от него рабочий поселок. Сейчас он называется Первомайка, но его до сих пор по привычке называют «Колония» — в память о тех, кто настроил здесь выпуск рельсового транспорта.
Первую партию трамваев поставили в столицу Грузии, которая тогда называлась Тифлис. Это было в 1901 году.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/dc/5f/ec/dc5fec918c6e269437e67b51282f4e75/611x399_1_0ef8c968470149601ecc956141732ff3@611x399_0x61ScbegI_3511934803934056078.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/dd/22/8a/dd228a2344743e740299ca52178c3984/656x406_1_c3bd415e05860353fc01ea6bf88f5e86@906x560_0xmZLybrzg_2286882576096111035.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ff/8e/03/ff8e032bb4a66cedac17160e40c901ea/656x410_1:5723_bf2fee8c7358d43ebdc4892a1235674c@3000x1875_0xxSCzw4as_6482239018933850744.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/6b/47/73/6b47731d2c62e5027fc437421c1ce307/656x410_1:5723_621d914c2845f7c997ac1430f9acd2a3@3000x1875_0x52myU67N_2512861920532479734.jpg.webp)
Повторить поставку вагонов в современную Грузию сейчас уже не получится, и дело не в сложной геополитической обстановке. Трамвайное и троллейбусное движение в Тбилиси закрыли в 2006 году.
Но вернемся в «Колонию» Усть-Катава. Бельгийцы любили уединенный образ жизни, поэтому хоть и построили «французский» мост, соединяющий поселок с остальной частью города, но запретили ходить по нему другим жителям.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/14/5e/b1/145eb12f8d6c73d44578362c9eedd94e/656x410_1:5723_59ba5a7e7f5455d6df235f240be5d11a@3000x1874_0xRKbY1Oww_3306254736475740390.jpg.webp)
В своей «Колонии» иностранцы создали комфортные условия для жизни, рассказала 74.RU хранитель музея УКВЗ Наталья Абрамова.
— Спустя 140 лет после основания железоделательного завода ему стало сложно конкурировать с заводами Демидова. Поэтому его решено было отдать в аренду анонимному металлургическому обществу на 50 лет, — объяснила Наталья Абрамова. — К нам в город приехали бельгийские специалисты, которые основали свою «Колонию» на берегу реки. Первыми было построено десять домов, в том числе роскошный дом для управляющего заводом. В поселке проложили системы отопления и водоснабжения, а также канализацию. Для начала прошлого века это было очень современно. Для соединения с заводом и городом по самым последним технологиям был построен Французский мост, но вход на него разрешался только жителям «Колонии». Его открыли для всех только после революции.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/01/e2/fe/01e2feb5068fbdb594e43cb897262f76/656x460_1_08996e1292dbe50449e8e10119be3658@1024x718_0xR3WZL5Mq_6301006448756342589.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/11/f6/f5/11f6f57c07fa42cb7aa73cdc2feb2786/656x410_1:5723_e3ff4ea2887f041e8b3d0feabc219a56@3000x1875_0xwubIlpDe_3994566874965837372.jpg.webp)
Правда, отработать положенные 50 лет по договору аренды у бельгийцев не вышло, после 1917 года они покинули Усть-Катав. Кстати, сама «Колония» благодаря чистому воздуху и красивой природе остается престижным районом города. И сейчас тут живут многие топ-менеджеры завода (в новой части «Колонии»), поделились с 74.RU жители Усть-Катава.
Самый массовый трамвай в мире
В советское время на заводе продолжили выпускать трамваи, причем уже по отечественным разработкам. После начала Великой Отечественной войны в Усть-Катав эвакуировали четыре завода — из Мытищ, Ленинграда, Сталинграда и Брянска. В память о сотрудниках брянского завода «Арсенал» назвали красивый подвесной мост, построенный в 1944 году.
В войну вагоностроительный завод делал артиллерийские повозки для зенитных орудий и радиолокационных станций, батальонные минометы, танковые пушки для Т-34 и снаряды для «Катюш».
![](https://n1s1.hsmedia.ru/55/e7/cd/55e7cdc90fdc88fb25109b41c805f2f9/656x410_1:5723_cc8bc98543f4db1aadae4f9e03199217@3000x1875_0x8j4fBKkK_6231012098061061171.jpg.webp)
Спустя 15 лет, в 1959 году, завод в Усть-Катаве получил статус «трамвайной столицы СССР».
Совет Министров СССР издал постановление: «Назначить УКВЗ головным предприятием в Советском Союзе по производству трамвайных вагонов и организовать на заводе специальное Конструкторское Бюро трамваестроения».
Массовое производство трамваев начали с моделей КТМ-2 и КТП-2, что означает «Кировский трамвай моторный» и «Кировский трамвай прицепной» (Кировским завод начали называть во время войны, имени Кирова он остается и сейчас). Но их выпуск был «разминкой» перед легендарным КТМ-5, самым массовым трамваем в мире. Поставляли его и в Тбилиси, о котором мы говорили в начале, а еще в 85 других городов СССР. Вагоны с красными ребристыми боками хорошо знакомы многим гражданам СССР.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0e/f4/5a/0ef45ade6b5b1fdbd8201d195054e6c6/656x438_1:5723_bf65bde6da539304f95eb10173c1aa91@1920x1280_0xDcrb3Rf8_0498292390125652049.jpg.webp)
Всего с 1969 по 1992 год УКВЗ выпустил 14 308 таких вагонов. Модель стала самой массовой в мире, говорят на УКВЗ (хотя никаких официальных документов, фиксирующих это достижение, нет). В пиковые моменты на заводе работало около 5 тысяч человек, а мощность цеха по сборке трамваев составляла 750 вагонов в год. Цех этот работает до сих пор, правда, загрузка скромнее (но об этом позже).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f7/ac/cf/f7accf54622e25f8d5464d49b67c11d1/656x410_1:5723_17200f8a29148f3a8b7c712fb02678f3@3000x1874_0x53o4AdkJ_6281821096329226513.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/f5/51/f3/f551f357d6697f5bf5cec3237dec2aaf/656x410_1:5723_bda671688aa98c6ea5bdf2cfe52f58ac@3000x1875_0xcu0084vX_9981488138735959664.jpg.webp)
После развала Советского союза УКВЗ снова начал активно сотрудничать с иностранными компаниями. В 1993 году завод подписал контракт с Siemens о создании опытного образца трамвайного вагона. Через три года его с помпой презентовали в Москве и даже прокатили на нем посла Германии. Но дальше опытных образцов дело не двинулось. Вагон оказался слишком дорогим в производстве, а в бюджете российских регионов в те времена не было денег на его закупку.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a7/87/6c/a7876c093aed25f2c33d43fff4148282/656x445_1_563febe7964d41e2bdd8bd65033b16e8@1200x814_0xB7ubZe2b_3764387102765096996.jpg.webp)
Но сотрудничество не пропало даром: полученную модель трамвая совершенствовали, и в итоге на ее базе создали первый для УКВЗ полностью низкопольный трехсекционный трамвай. Это было в 2016 году, а в 2019-м предприятие снова «заштормило». В феврале сотни рабочих вышли к проходной с требованием повышения зарплаты. Спустя несколько дней после митинга в Усть-Катав прилетел Дмитрий Рогозин, занимавший тогда пост главы Роскосмоса. К лету 2019 года производство загрузили заказами (митингу предшествовал фактически годовой простой производства). Сейчас средняя заработная плата на АО «УКВЗ», по данным предприятия, 60 тысяч рублей.
Начиная с 1990-х УКВЗ несколько раз менял форму собственности. Был федеральным государственным унитарным предприятием, а в 2018 году создано акционерное общество «Усть-Катавский вагоностроительный завод». Предприятие регулярно участвует в госзакупках. Так, в последние годы вагоны из Усть-Катава поставили в Санкт-Петербург, Липецк, Красноярск, Магнитогорск, Краснодар, Новокузнецк. Выручка АО УКВЗ на конец 2021 года составила 3,6 миллиарда рублей (+87%), чистый убыток — 308,5 миллиона. УКВЗ входит в госкорпорацию «Роскосмос», держателем реестра акционеров является «ВТБ Регистратор». Более свежих данных о финансовых показателях компании в открытых источниках нет.
Вагоны поставляют в разные города страны. В следующей части нашего материала мы покажем, как собирают вагоны.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/73/52/2d/73522d5b627278364d958dc5de1cb434/656x438_1:5723_1711885db6d429228a902817be098818@1920x1280_0xv0Ohg50o_3776641541712212326.jpg.webp)
Трамвай за 90 дней
О процессе производства трамваев команде 74.RU рассказала ведущий инженер конструкторского отдела 157 УКВЗ Валентина Жиганова. Она водит на завод детские экскурсии. Мы попросили чуть усложнить программу.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/b7/56/23/b75623bbb84cc7e3778c5d85ff56d724/656x410_1:5723_f47fe9dc428d6785d015920ba99e5d9f@3000x1874_0x8K09gspg_3878797273608990975.jpg.webp)
Для начала идем в цех, в который сгружают основной компонент для будущих вагонов, — стальной металлопрокат. Его на завод поставляют разные предприятия.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/20/02/24/2002246f3b4c8822e991fdfa4aa8ad5a/656x410_1:5723_889f3eeaaaad523b88847f6671d85ee8@3000x1874_0xvs0Hxrq8_3488336668822383220.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7a/5f/9c/7a5f9cfebb1fa1ca293ffb44e4ae7dc9/656x410_1:5723_ea72a6662ee9021f5e6d41c891b4a6ae@3000x1874_0xbGJqcVLj_0115782385956847197.jpg.webp)
Далее по курсу — цех, половину которого занимает станок невообразимых размеров. Он доводит металлические детали до нужных конструкторам параметров. В «мозгах» у станка — сотни вариантов для разных деталей.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7b/a1/36/7ba136d66d2814dd44bb0f57e93ee5cc/656x410_1:5723_8b6a1cab1632135eea7a0519ea37dff1@3000x1875_0xss0s00tz_8281189020569059493.jpg.webp)
Следующий этап — сварка во всем ее многообразии.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/8b/7a/ad/8b7aad31e064bcb31fe7fdec8b0bc0ec/656x410_1:5723_3c5c0f5f9144c890b7d7b22bfd8e10e3@3000x1875_0x7J1G3RPW_5336063008289930055.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/dc/71/ec/dc71ecd1838156f1946d4bd9eb7f27b8/656x410_1:5723_c8de8ad063b75c76da735d67a43c59f5@3000x1875_0xwjAh6Pi3_1198905032946926477.jpg.webp)
В это же время в другом цехе собирают тележки для трамваев.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/53/ed/ff/53edfff45a84f22eab65e643a13b9e56/656x410_1:5723_e44bab7a349b06edce7b878912e06fce@3000x1874_0xj0pn0265_3947797627976460049.jpg.webp)
Каркасы сварили, обработали, и вагоны попадают на участок стеклопластика. Формируется пластиковый корпус. Когда готовы стеклопластиковая крыша и экстерьер кабины, вагон выходит на малярный конвейер. Заключительный этап — в сборочном цехе.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/23/5b/e4/235be46fbda89741f1e3fc32d81600c5/656x410_1:5723_19d5d047c3e01618fe48414a22ec412b@3000x1874_0xFlaLLQ2P_9946527819951563170.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/a3/69/d7/a369d77b561373013820a9c1dec11556/656x410_1:5723_9cf87b56fd743f30b660190e5a60df28@3000x1874_0xdK70lyOH_1613941894390041789.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/04/b3/3b/04b33b7dbc67287df3a157db2efc46cc/656x410_1:5723_fd5e3226f21aadd12b9817fbac5b47ac@3000x1875_0xnxOT4Yn9_1320334825578643093.jpg.webp)
На конвейере мы заметили часть будущего вагона непривычного цвета. Главный конструктор УКВЗ Олег Слепов рассказал, что это составляющая будущего трехсекционного вагона. Недавно в Челябинске проходил обкатку «Кастор», а это уже следующая модель. Ее будут использовать в том числе для производства вагонов для «легкого метро» или метротрама.
— Сейчас готовится к выпуску многосекционный вагон двухкабинного исполнения, то есть челночного типа. Пока он позиционируется по большей части не как метротрам, он может эксплуатироваться на обычных городских путях, — говорит Олег Слепов. — Но в то же время учтены все особенности, всё насыщение, которое должно быть у вагонов легкого метро.
Так выглядит одна из секций будущих вагонов для метротрама в Челябинске и, вполне вероятно, в других городах, где идет подготовка к запуску таких проектов.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d0/44/6b/d0446b885b0784eed7e65dc1b626aab5/656x410_1:5723_566dd889f293b7531a3fa4832a9f7734@3000x1875_0xwtEFb4EC_8620351807835920008.jpg.webp)
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0a/0a/65/0a0a6573b261ab44665a1223ceff4ee6/656x410_1:5723_5a78aba7d0ec486fed4639d53d826dc3@3000x1874_0xtv1qF2Sv_0699203523919732045.jpg.webp)
Всё о строительстве подземки в Челябинске — в материалах 74.RU.