Дороги и транспорт «Деревня грязи» репортаж Деревня грязи: как и почему цивилизация кончается в 20 км от Ростова (видео)

Деревня грязи: как и почему цивилизация кончается в 20 км от Ростова (видео)

В хуторе Юдино дороги в последний раз ремонтировали пленные немцы

Старожил Галина Чернухина не помнит большей разрухи

Неприметный хутор Юдино расположен в Родионово-Несветайском районе, неподалеку от Ростова-на-Дону. Ведущая туда асфальтовая дорога прерывается ровно на границе хутора из десяти улиц. Жители бьют в набат: в 2021 году в пригороде миллионника нет не просто школы или детского сада, но даже освещения и водоснабжения. Вся инфраструктура — два маленьких магазина и ФАП. Журналистов 161.RU юдинцы пригласили, чтобы рассказать о больших проблемах маленького хутора, которые давно не интересны местным властям.

Богом забытые


Здесь все друг друга знают. И весть о приезде журналистов мигом облетела хутор: жильцы начали собираться у магазинчика, больше похожего на обычный ларек. Пришла и 77-летняя Галина Чернухина, считающаяся местным старожилом. Она родилась в соседнем селе Генеральское, но после замужества перебралась в Юдино. За 57 лет жизни в хуторе, говорит Галина Николаевна, такой разрухи не помнит.

— Грязь невыносимая. Вон там вы еще не были. (показывает в сторону своего дома. — Прим. ред.) Не дай бог. Вот так идешь и не пройдешь, а внизу речка и обрыв. Тут были раньше управляющие, а сейчас хозяев нет. У нас одна врачиха осталась работать. Хоть она есть, — сетует пожилая женщина на колоритном суржике.

Каждую пятницу к женщине приезжает дочка из Ростова. С каждым разом пройти к родному дому ей становится всё сложнее: улица Почтовая, где живет Галина Николаевна, давно превратилась в болото.

Соседка женщины — Любовь Ачикурова тоже жалуется: мол, никому они не нужны в этом богом забытом месте.

— У меня улица — по ней все на работу идут. Иногда засыпали щебенкой, но это не помогло. Дороги разбили большие машины от нефтяников. Когда огромный [грузовик] проезжает, так у меня и стены лопаются в комнате, багеты падают. Не дай бог. Я жаловалась в сельсовет, но толку никакого, — машет рукой и отворачивается Любовь Ачикурова.

Магазин — центр сбора юдинцев

Постепенно к магазинчику подтягиваются мамочки, еле проводя коляски через глубокие лужи. Одна из них начинает жаловаться прямо «с колес».

— У нас совершенно нет дорог. Дети ходят по грязи, остановка, с которой детей возит школьный автобус в соседнее село, — в семи километрах. Дети приезжают в школу с мокрыми ногами. Наша деревня — практически деревня грязи. У нас нет ничего, — рассказывает мать двоих детей Елена Шевелева. — Мы живем здесь только одними обещаниями: что нам заменят электропровода, сменят лампы, что нам выкосят траву возле реки и камыш. Мы сыты, ждем очень много лет, но, видно, уже не дождемся. Пусть хоть дети наши поживут как люди.

Так мамочки гуляют с малышами

Я живу на улице Лермонтова. У нас нет освещения вообще, — рассказывает другая юдинка, Наталья Погосян. — Месяца два назад у женщины ограбили машину, а потом говорят: «Почему грабят? Да потому что нет освещения». Дорог нет — невозможно, чтобы ребенок чистый в школу пришел.

Сейчас в хуторе — около 150 жителей. Когда они обращаются в администрацию за помощью, им говорят, что техники нет, тракторов нет. Не сыпят даже щебенки, чтобы дети не по грязи ходили. Ответ один — нанимайте сами, у нас нет средств.

Дорога возле магазина

— На моей улице вообще никогда не было света, ни одной лампочки нет. Глава у нас такая. Делает только тогда что-то, когда сюда начальство приезжает, и всё, а так вообще ничего, — жалуется жительница хутора Елена Самохлебова. — Мы когда к ней обратились и сказали, что мост разбитый, почему по нему еще нефтяники ездят. Она сказала, что они починят и сделают новый мост. Мол, я им дала разрешение. Большегрузы изначально ездили по другому мосту, они его сломали, потом приступили к этому. Теперь у нас полная разруха.

Люди говорят, что писали и главе Волошинского сельского поселения, и в администрацию района, обращались за помощью к губернатору Ростовской области и даже написали в администрацию президента. Как итог — пришла отписка о том, что решать проблемы надо, но денег нет.

Юдинец Анатолий Шустров прячется от камер. Не хочет славы, да и уже не верит, что в поселении что-то изменится. Мужчина годами получал отписки на свои жалобы.

Вышее руководство переслало письмо в местные органы власти

— Администрация Родионово-Несветайского района ответила, что мелкий ямочный ремонт будет выполняться в рамках содержания дорог, а вот вопрос с тротуарами, которых в Юдино нет уже полвека, возможно, рассмотрят только после 2024 года, — сетует мужчина.

По чиновничьи это звучало так: «В целях объективного и всестороннего Вашего обращения должностными лицами Администрацией района совершен выезд в х. Юдино, ул. Новоселов. В результате определено, что состояние дорожного покрытия автомобильной дороги находится в удовлетворительном состоянии. Ввиду недостаточного количества средств в бюджете муниципального образования «Родионово-Несветайский район» и отсутствия проектно-сметной документации на капитальный ремонт автомобильной дороги, проведение работ по укладке асфальтобетонного покрытия в настоящее время является невозможным».

Организацию водоснабжения Юдино власти признали невозможной — мало подземных вод, пригодных для использования. Но администрация района не против подвозить жильцам воду, правда, не указала в письме, как часто.

Администрация района признала свою беспомощность

Никому не нужный хутор интересен только нефтяникам


Из-под слоев грязи на дорогах Юдино пробивается брусчатка, уложенная еще пленными немцами. После великой Победы дорог в хуторе не строили. Но и немецкую брусчатку почти разбили большегрузы, проезжающие через хутор из Родионовки.

В течение шести лет 50-тонные фуры тут ездят. Все продавили. В Родионовке есть нефтяная компания. Они через нас ездят и возят трубы, щебень, трактора. Тут и фуры, и бульдозеры, и «Уралы», и «БелАЗы». Дороги нет уже совсем, — жалуется Шустров.

«Любимая» обувь юдинцев — галоши

Неподалеку от хутора — объект «Транснефти», нефтеперекачивающая станция «Родионовская». Это часть нефтепровода «Суходольная — Родионовская», построенного в начале «нулевых» для того, чтобы транспортировать нефтепродукты на юг в обход Украины.

— Глава администрации нашей сказала, что грузовые машины шли через этот мост, так как он единственный — по нему передвигаются все. Я им дала разрешение. Сказала, мы [власти] всё подсыпем, всё уберем. Ничего сделано не было. Когда мы там проезжаем, то реально можно провалиться. И это центральная улица, — утверждает хуторянка Анна Ардив.

Под бывшим мостом протекает речка Сухой Несветай

Не теряя времени, пытаемся встретиться с главой Волошинского поселения — оказывается, та уехала по рабочим делам в Ростов. На следующий день Людмила Гужва перезванивает сама. Среди прочего чиновница утверждает, что люди неправильно поняли ее слова о проезде нефтяников.

— Хутор Юдино никак не обижен вниманием наших дорожных служб в плане содержания дорог. Я имею в виду по покосу травы, уборке территории, — утверждает Гужва. — Что касается дорог, то это смешно. У нас дороги общего пользования. Запрещать по ним ездить или нет мы никак не можем. Именно нефтяники там проезжают на вахтовой машине — это у них КАМАЗы. Они просто высокие, и я не думаю, что они там запредельно весят.

Чиновница уверяет, что в хуторе не живут многие зарегистрированные юдинцы — и это большая проблема. Население — человек 80, остальные приезжают изредка. Эту проблему глава поселения считает первоочередной, ведь собирать налоги с каждым годом становится все труднее.

— Есть много брошенных участков, где никто не убирается. Но мы причем? Ходим в школу по грязи, — говорит юдинка Самохлебова. — У меня ребенок пришел весь мокрый, с мокрыми ногами, потому что поскользнулся и упал в лужу. Теперь дома лежит болеет. Но люди, которые тут живут, ни в чем не виноваты. Мы здесь, и мы живые!

А это дорога вдоль бывшего моста

— Люди приобрели дома и почему-то забывают ухаживать за ними, поэтому каждый сезон приходится выискивать их через «Почту России», — в свою очередь объясняет глава поселения. — А содержанием дорог у нас занимается администрация Родионово-Несветайского района, потому что в Волошинском поселении еще пять населенных пунктов, и почему-то там таких вопросов не возникает, как в Юдино.

Говоря про успехи, Гужва вспоминает, что в прошлом году центральную улицу Юдино отсыпали щебнем, но «условия там такие, что всё смыло водой».

— Всё зависит от того, какие средства на всё это будут. Они поступают в бюджет от налогоплательщиков. Мы дотационные, практически на 60%. Сейчас по нашему поселению задолженность по транспортному налогу составляет более 700 тысяч рублей.

Что касается освещения, Гужва уверена, что люди лукавят. В прошлом году, по словам чиновницы, лимиты по установке приборов освещения были согласованы. Есть СНИПы, по которым устанавливаются эти фонари. А больше этих лимитов выделять…

— Ну, знаете ли... возле каждого дома вешать лампочку мы не сможем, — добавляет чиновница.

В Юдино дети без детства


Когда толпа возле магазинчика выговаривается, люди ведут нас на детскую площадку, которая не огорожена и не благоустроена. Это единственное место в хуторе, где дети могли бы играть.

Конструкции недавно покрасили хуторяне
Малышей даже радуют такие качели в грязи
Остатки детской площадки хуторяне пытаются отремонтировать

— За свой счет всё купили и худо-бедно поставили, покрасили. Когда обращаешься в администрацию за какой-либо помощью, то это нужно выбивать, и ничего не делается всё равно. Кто из жителей смог, тот скинулся, и мы сами остальное купили: щебень, цемент, и устанавливали. Еще на одну качелю в позапрошлом году собирали всем селом, — рассказывает юдинка Ардив, признавая, что в 2013 году несколько качелей купили и власти.

В хуторе 33 школьника. Недавно для них купили автобус, который регулярно возит детей в Волошино, но было и так, что дети по две недели ждали, когда починят старую машину.

В разговоре с корреспондентом 161.RU глава Волошинского поселения обещает подсыпать дорогу у остановки школьного автобуса. Чиновница соглашается, что ходить детям невозможно, и сразу вспоминает, что, когда несчастную улицу ремонтировали в прошлый раз, хуторяне начали ездить на машинах, и вскоре «то, чем засыпали, снова превратилось в грязь».

Либо жить, либо выжить


Мы подходим к молодому мужчине, скромно стоящему в сторонке. Оказывается, что он многодетный отец. У Ивана Лисевцова трое детей, старшая дочь уже ходит в восьмой класс. Мужчина начал бороться с чиновниками за строительство детского сада, еще когда ей не было и полутора лет. Борьба с «ветряными мельницами» продолжается и сейчас, но дочке садик уже не нужен. В семье появились еще два малыша.

Садик — наша боль. Это большая проблема. Мы возим детей в сад в Веселый, с Волошино возят в Родионовку. Куда возможность есть у родителей доехать на личном транспорте, туда и везут, — делится с нами многодетный отец. — А по поводу садика были выборы прошлые депутатские, тогда еще избирался Максим Щаблыкин — сейчас он депутат Госдумы — он нам обещал лично стоял, вот так как мы с вами, что садик будет. Начал даже строить, потом что-то заморозили, мол не хватает финансирования, и всё… Сейчас опять очередные выборы в думу, опять приедут к нам обещать. 1 сентября будут детям дарить телефоны, смартфоны с визиточками, как товарищ Лютиков ребенку за 140 рублей подарил первокласснику. Сейчас опять начнется, нам проедут по ушам, навесят вкусной лапши, и опять без ничего мы останемся.

Мужчины не так многословны, как женщины. Держат в руках папки с документами и пытаются играться с детьми, чтобы те не скучали, пока взрослые пытаются решить детские проблемы. Юдинцы не намерены сдаваться. В тот же день они составили коллективное обращение на имя правительства Ростовской области и депутата Заксобрания Романа Лютикова, и жалобу на администрацию Родионово-Несветайского района, в которой описали проблемы и попросили у властей в очередной раз решения ситуации.

В администрации заявление хуторян не приняли

Мы собрали все проблемы в этом обращении. Копии нашего обращения мы отправляем в администрацию Родионо-Несветайского района. Мы возмущены таким состоянием дорог, инфраструктуры. Постоянно производится отключение электричества. Провода находятся в ненадлежащем состоянии, столбы перекошены, что приводит к опасности обрушения и к постоянным замыканиям, техника у людей горит. Освещения нет по центральным улицам, не говоря уже о переулках, — рассказал житель хутора Сергей Шевелев. — Мы тоже люди и хотим жить нормально. У нас тоже есть дети.

В администрации Ростовской области заявление не приняли, сославшись на пандемию. Юдинцам предложили прислать бумаги в формате онлайн.

Жители хутора не собираются сдаваться и планируют бороться до конца

Уезжая из маленького хутора с большими проблемами, мы оставляли позади 150 человек. Людей, которые верят, что их услышат и увидят. Пока мы готовили материал, юдинцы рассказали, что накануне к ним приехал грейдер и начал засыпать то ли тырсой (побочный продукт распила двух или более разновидностей известняка: ракушечника. Используется как недорогое дорожное покрытие и в строительстве. — Прим. ред.), то ли землей с песком дорогу. Но как у нас часто бывает, хотели как лучше, а получилось как всегда. Грейдер вырвал булыжники и остатки дорожного покрытия. Теперь в хуторе Юдино не только нет дорог, там не оставили даже немецкую брусчатку.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем