В проекте «Фронтовой инстаграм» мы публикуем снимки из семейных архивов ветеранов Великой Отечественной войны и их истории. Сегодня мы расскажем о летчике Валентине Макееве. Но перед этим напомним, что фронтовые снимки со всей страны мы публикуем в инстаграме «Первый фронтовой» — подписывайтесь!
Валентин Макеев попал на фронт в самый разгар войны — в 1943 году сразу после окончания летного училища в городе Петропавловске. Распределили его летчиком в 105-й Гвардейский отдельный авиаполк. О летчиках этого полка ходили легенды. Они выполняли сложнейшие задания: отправляли партизанские отряды в тыл противника, доставляли им боеприпасы и продукты вслепую — без налаженного взаимодействия. Находили эти отряды только по описаниям окрестностей, сажали свои самолеты в самых сложных условиях: на тонкий лед, между деревьями в лесу.
Макеев летал на самолете У-2, доставлял боеприпасы, продукты, радиопередатчики для партизан, из тыла вывозил раненых. Не раз летчику приходилось уходить от преследования немецких истребителей.
— Деду давали такие задания, например: ночью в определенное время в определенном месте с первого захода сбросить груз и уйти километров на 20 вглубь, в тыл врага, включить бортовые огни и пролететь над лесом. Специально обнаружить себя и попасть под обстрел, то есть взять огонь на себя, — рассказывает внучка фронтовика Екатерина.
У семьи Макеевых сохранились уникальные видеозаписи, где дедушка рассказывает о том, каково было на войне. Фронтовик каждый день совершал подвиги, но никогда не хвастался и не скрывал: было страшно.
— Мы летали по двое, иногда по одному. В первый раз отправили в одиночку, груз я доставил, но когда возвращался, на хвост сели «Мессершмитты», и я стал уходить по прямой, набирая скорость. Можно было закружиться в спираль, но я тогда испугался и растерялся, наверное. Кричал: «Мама! Мамочка!» Потом резко снизился, от этого, видимо, мне как-то мозги освежило, и я полетел уже по низу, едва выше деревьев. Немцы заметили, начали обстреливать, но немного опоздали: пули ушли мимо, и я оторвался, — вспоминал Макеев свой первый самостоятельный полет. Ему тогда едва исполнилось 20 лет.
Летчиков его полка учили запоминать местность с высоты с первого раза — в экстренных условиях некогда рассматривать карту. Однажды Макеев, уходя от погони, заблудился.
— Дело было зимой. Подо мною был лес, деревья голые, одинаковые. Я шел по низу, иногда высовываясь метров на 50 над верхушками. И вдруг вижу впереди деревеньку и понимаю, что там-то сейчас немцы. Ну, думаю, всё, сейчас они меня с пулемета расстреляют. А назад нельзя — там же тоже немцы. Я стал забирать в бок и отчаянно набирать скорость. Но никак не мог сориентироваться. Это сверху всё понятно, а когда ты низко, ты не знаешь, где ты. В общем, кружил, кружил и, слава богу, заметил знакомое озеро. Сел на лед, заглушил мотор, пришел в себя и тогда уже правильно полетел, — рассказывал Макеев.
75 полетов совершил Макеев через линию фронта, а сколько их было всего — и не посчитаешь. Дошел до Берлина, не все из его авиаполка дожили до этого…
— Радовались тогда все. Счастье было, вот что. Больше никаких мыслей не было, — вспоминал летчик.
После войны Валентин Макеев вернулся к семье, а вскоре создал и свою собственную: обзавелся женой, а потом и тремя дочерьми, шестью внуками и семью правнуками.
Судьба забросила его в Ставрополь, а с 1954 года он начал работать в ростовском авиаотряде — перевозил пассажиров, помогал жителям с сельхозработами. Летал на Ил-14, Ан-10, Ан-12, а после — и на Ту-134, тогда это считалось самой передовой техникой. В 1976 году его выбрали делегатом 25-го съезда КПСС и поручили доставить из Ростова в Москву цветы и возложить их к мавзолею Ленина.